Статья: Информационно- образовательная среда в ДОУ.
статья

В настоящее время информационные технологии получили широкое распространение в обществе. Современный этап модернизации образования выявил значительное усиление интереса всех участников образовательного процесса к проблеме органичного внедрения информационных технологий. Современное учреждение, стремящееся к повышению качества образования, также не может эффективно функционировать без решения задач информатизации образовательной среды.
Одним из главных условий реализации ФГОС ДО выделяется информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда (ИОС) – это информационная среда, которая основана на использовании компьютерной техники, целенаправленно создающаяся для осуществления непрерывно образовательной деятельности. ИОС является не только необходимым для понимания и исследования сущности образовательной среды, но и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, методологии образования и реализации целей в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ios.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья : «Информационно - образовательная среда в ДОУ»

В настоящее время информационные технологии получили широкое распространение в обществе. Современный этап модернизации образования выявил значительное усиление интереса всех участников образовательного процесса к проблеме органичного внедрения информационных технологий. Современное учреждение, стремящееся к повышению качества образования, также не может эффективно функционировать без решения задач информатизации образовательной среды.

Одним из главных условий реализации ФГОС ДО выделяется информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда (ИОС) – это информационная среда, которая основана на использовании компьютерной техники, целенаправленно создающаяся для осуществления непрерывно образовательной деятельности. ИОС является не только необходимым для понимания и исследования сущности образовательной среды, но и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, методологии образования и реализации целей в современных условиях.

Средства и технологии воспитания связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), электронных образовательных ресурсов, цифрового интерактивного оборудования. Они помогают обеспечивать современному образованию: свободный доступ к различным информационным ресурсам; быстрый рост информационно-ресурсной базы; дистанционность (удаленность); мобильность; возможность создавать социальные образовательные сети и сообщества. Благодаря этим технологиям, у педагогов есть возможность воспользоваться такими инструментами, как: интерактив, мультимедиа (представление объектов множеством различных способов – фото, видео, анимация, звук), моделинг (дает возможность отобразить фрагмент материального мира в «виртуальной реальности»), коммуникативность и производительность для решения профессиональных задач, включая их в технологии воспитания.

Значимым в настоящее время является создание у детей коммуникативной культуры, что в свою очередь, помогает им общаться и реализовывать коллективную работу, устанавливать психологический контакт с другими детьми. Основой коммуникации являются общеустановленные нравственные запросы к общению: любезность, уважительность, корректность, тактичность, вежливость, скромность, точность, предупредительность, которые в особенности значимы для успеха общей деятельности. Совместно познавая трудовую деятельность, дети переходят на более глубокий уровень осмысления проблемы, постигают приемы рефлексии.

Также ИОС содержит в себе информационные ресурсы. Информационные ресурсы – это знания, накопленные людьми для общественного использования в социальной среде и зафиксированные на материальном носителе. И.И. Попов отмечает, что «информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач». В современном мире информационные ресурсы тесно связаны с техническими средствами, осуществляющими их воспроизведение. И в первую очередь, это компьютер. Если объединить два и более компьютера в сеть – можно свободно обмениваться всевозможной информацией. Физически она будет храниться в памяти компьютера и может быть направлена для визуализации, как на экран данного компьютера, так и на экран любого другого, подключенного к сети. Все вышесказанное подтверждает, что для информационного ресурса присуща открытость доступа. С помощью сетевого доступа появляется возможность к информационным ресурсам, общению, обменом опыта, формированию и размещению своей информации. Здесь могут выступать как локальные сети образовательного учреждения, так и различного вида глобальные сети. Локальная сеть разрешает сообща применить общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять достаточно быстрый обмен данными. Подсоединение к сети Интернет предполагает всем участникам образовательного процесса использовать услуги электронной почты, Всемирную паутину (WWW), производить скачивание файловых архивов, а также принимать участие в телеконференциях и вебинарах. Интерактивное общение в Интернете предполагает обмен текстовых, звуковых сообщений, видеоизображений в реальном режиме времени. Используя сетевые связи, формируются новые социальные объединения. Воспитатели создают сетевые сообщества, работающие над совместными проектами. На данный момент многим педагогам требуется пройти курсы по обучению ИКТ, так как новая среда, в основе которой лежит коллективная, познавательная, творческая и учебная деятельность, научает размышлять по-иному, воспитывает терпимость и критическое мышление.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, с помощью которых достигаются следующие цели:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Одним из главных условий реализации ФГОС ДО выделяется информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда (ИОС) – это информационная среда, которая основана на использовании компьютерной техники, целенаправленно создающаяся для осуществления непрерывно образовательной деятельности. ИОС является не только необходимым для понимания и исследования сущности образовательной среды, но и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, методологии образования и реализации целей в современных условиях.

   Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства.
     
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей. Происходит информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т.д.
 
В комплекс мероприятий для родителей следует включить:
— создание электронной библиотеки для родителей;
 консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"

Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»...

Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".

Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...

Статья «Информационная образовательная среда ДОО: основные понятия и определения. Отношение разных авторов к теме».

Широкое распространение информационных процессов в современном мире приводит к радикальным сдвигам в социальной жизни общества....

Статья «Дистанционные формы взаимодействия ОУ и семьи: эффективное использование ресурсов информационно-образовательной среды для детей и родителей»

Старший воспитатель Посникова А.А.Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Колпинского района Санкт-Петербурга e-mail: doy23posnikova@gmail.comАнно...

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...

Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...