Статья на тему: "Экспериментирование"
статья (подготовительная группа)

Маскаева Бэлла Львовна

Статья содержит материал по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_eksp1.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Б.Л. Маскаева

МБДОУ ДС №219 г.Челябинск, Россия

«Опыт всему учитель»

Юлий Цезарь.

«Инновационный подход к организации детского экспериментирования – как путь к познанию окружающего мира».

Аннотация:  детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. 

Ключевые слова: развивать  познавательный  интерес и любознательность в процессе наблюдений  за реальными  объектами  и  практическому экспериментированию с ними. ; воспитывать любовь к природе и стремление  защищать её; развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

 B.L. Maskayeva

MBDOU DS No. 219Chelyabinsk, Russia

 "Experience is a teacher for everything"

Julius Caesar.

«An innovative approach to the organization of children's experimentation - as a way to cognition of the surrounding world.»

         Abstract: children's experimentation claims to be the leading activity in the period of preschool development of the child. All experimentation researchers single out the main feature of children's cognitive activity: a child learns an object in the course of practical activity with it. The knowledge gained during the experiments is remembered for a long time.

Keywords: to develop cognitive interest and curiosity in the process of observing real objects and practical experimentation with them. ; to foster love for nature and the desire to protect it; to develop independence in solving problematic situations in research activities.

   В работах многих отечественных педагогов  говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. У детей развиваются творческие способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться, проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации.

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений.

По мнению академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования. Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

Что же такое экспериментирование? В литературе «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых окружающие предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

Современный словарь иностранных слов содержит такое определение Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

 «Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

В ДОУ используют следующие виды занятий по экспериментированию:

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

Проблемные и поисковые ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

  • Постановка проблемы (задачи).
  • Поиск путей решения проблемы.
  • Проведение опытов.
  • Фиксация наблюдений.
  • Обсуждение результатов и формулировка выводов.

По причине  проведения эксперименты бывают:

случайные -  специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке;

запланированные - подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена.

Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации.

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников. Если ребёнок - исследователь найдёт поддержку у воспитателя, (при своих исследованиях, и научится проводить эксперименты, выполняя различные действия), то предполагают, когда он вырастет, станет «Исследователь – взрослый», который может самостоятельно делать выводы, мыслит логически; человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.

Примеры опытов:

«Паинька и ванька-встанька». Послушное и непослушное яйцо.
Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.
Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.
Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.
Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.
Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.
Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

 Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду.

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М.: «Мозаика-Синтез», 2013.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Савгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

4.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО. - М.: АРКТИ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему Экспериментирование в детском саду

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт е...

Статья на тему: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности".

В статье рассмотрены вопросы развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Автором определены пути и условия развития познавательной активности...

Статья на тему: «Экспериментирование в детском саду»

В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспери...

Статья на тему "Экспериментирование как метод познания мира в младшем дошкольном возрасте"

Экспериментальная деятельность способствует развитию наблюдательности, развитию речи и обогащению словаря ребёнка....

Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"...

Конспект НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.Тема: Экспериментирование «Кому нужна вода»

Показать детям, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимос...

Консультация для родителей на тему: "Экспериментирование с водой" Подборка игр в домашних условиях по экспериментированию.

Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям! - Откуда берется снег? - Почему в дырках ничего нет? - Почему птица летает, а змея ползает? - Откуда приход...