Работа над артикуляцией на раннем этапе обучения фортепиано в системе дополнительного образования
статья

Дополнительное музыкальное образование предполагает развитие и обучение детей преимущественно дошкольного, а также школьного возраста. Дополнительное музыкальное образование выполняет определенные социально-педагогические функции:

1. Начальное формирование духовно-нравственного мира жизни ребенка;

2. Коммуникативную функцию - создание благоприятных условий для развития межличностных отношений, необходимых в дальнейших сферах деятельности;

3.Выявление и развитие индивидуальных способностей, интересов всех детей и в том числе особо одаренных;

Музыкальное развитие детей предполагает: активное слушание музыки с постепенным включением ребенка в исполнительский процесс в виде хлопков, движений, подпеваний, в том числе применение разного рода музыкальных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitova._rabota.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над артикуляцией на раннем этапе обучения фортепиано в системе дополнительного образования

Дополнительное музыкальное образование предполагает развитие и обучение детей преимущественно дошкольного, а также школьного возраста.

Дополнительное музыкальное образование предлагается в системе разнообразных внешкольных учреждений, таких как кружки, дома творчества, дворцы культуры, досуговые центры, а также детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения занимаются художественно-эстетическим развитием детей и в особых случаях - начальной подготовкой будущих профессионалов. Но самая распространенная система раннего музыкального развития ребенка – это детские сады и различного рода группы эстетического и специально-музыкального развития.

Дополнительное музыкальное образование выполняет определенные социально-педагогические функции:

1. Начальное формирование духовно-нравственного мира жизни ребенка;

2. Коммуникативную функцию - создание благоприятных условий для развития межличностных отношений, необходимых в дальнейших сферах деятельности;

3.Выявление и развитие индивидуальных способностей, интересов всех детей и в том числе особо одаренных;

Музыкальное развитие детей предполагает: активное слушание музыки с постепенным включением ребенка в исполнительский процесс в виде хлопков, движений, подпеваний, в том числе применение разного рода музыкальных игр.

 Активное слушание доступной музыки позволяет ученику вникнуть в образный строй произведения, его жанровые особенности (песня, танец, марш) и неповторимые черты. Одновременно активное слушание подводит ребенка к знакомству с различными музыкальными инструментами, а вдумчивая работа педагога помогает выбрать свой инструмент для дальнейших занятий. Успешное овладение избранным инструментом всецело зависит от правильной педагогической методики обучения. С первых уроков она содействует формированию оптимальных исполнительских приемов звукоизвлечения и звуковедения, необходимых для создания выразительного музыкального образа. К их числу относится и артикуляция – способ контрастного произношения отдельных мелодических звуков, мотивов, фраз. Такого рода начальное музыкальное развитие активизирует эмоциональную и интеллектуальную деятельность ребенка. Тем самым, успешнее подготавливает его к начальному изучению достаточно сложной школьной программы.

Артикуляция – это искусство исполнения музыки и, прежде всего, мелодии с той или иной степенью расчлененности или связности ее тонов. Наряду с композиционными средствами выразительности - мелодией, гармонией, метроритмической организацией и фактурой, артикуляция - мощнейшее средство исполнительской выразительности. Различаются три основных способа произношения – связное, расчлененное и связно-расчлененное. Они реализуются в разнообразных штрихах - legato, legatissimo, poco legato; non legato, portamento, tenuto, marcato; staccato, staccatissimo, и др. Так, благодаря острой – расчлененной артикуляции заглавный мотив первой части из пятой симфонии Л. Бетхвена и дальнейшее его развитие  звучат предельно напряженно и драматично (пример И. Браудо).

Контрастные приемы расчлененного (non legato, staccato) и связного произношения (legato) широко использовались в игре различных инструментов, в том числе, в клавесинной и органной музыке, при звучании как двух и более голосов, так и в недрах одного голоса, где разные интонации (поступенные и ходы по аккордовым звукам) исполнялись контрастными штрихами.

В эпоху старинной музыки существовали определенные правила артикуляции, связанные со строением мелодии – метрическим и интонационным. Так, по правилу «восьмушки», контрастными штрихами оттенялись метрически контрастные обороты. Например, движение четвертями в нижнем голосе и движение восьмыми и другими длительностями в верхнем голосе. А по правилу «фанфары» с помощью контрастных приемов артикуляции оттенялись: поступенные мелодические интонации от ходов по аккордовым звукам. Т.н., «фанфарные» ходы - по аккордовым звукам могли исполняться нон легато, а поступенные – легато и наоборот.

Наряду с приемами артикуляции, в формировании фортепианного звука, большую роль играют его динамические и тембровые характеристики. Согласно законам физики фортепианный звук слагается из суммы трех физических компонентов: через палец прилагаемой массы, степени ускорения клавиши и высоты движения руки - физическая формула в применении к фортепианному звуку по Г.Г. Нейгаузу. Если клавиша нажимается чрезмерно быстро, звук переходит в стук. Если извлекается слишком медленно, то клавиша не отвечает. Разнообразные приемы артикуляции реализуются с помощью соответствующих пианистических движений. Пианистические движения по своей природе достаточно многообразные: в создании звука каждый раз в разной степени участвуют подобные смычку движения всей руки - вертикальные и волнообразно горизонтальные, а также разнообразное прикосновение пальцев; решающим фактором становится соприкосновение подушечки пальца с клавишей: от легкого поглаживания до глубокого погружения с максимальной опорой всей руки. (Вспомним пожелание А. Скрябина – «пианист должен уметь «ласкать» клавиши»; указание Ф. Листа «vibrato» для экспрессивного произношения; совет С. Рахманинова – «как бы «прошивать» клавиши» для создания глубокого колокольного тембра). Особую важность и специфику в освоении пианистических приемов эта задача приобретает в начальном обучении. Организация учебного процесса и, прежде всего урока, должна быть подчинена трем моментам: раскрытию музыкального содержания произведения, отбору соответствующих средств выразительности и овладению соответствующим исполнительскими приемами звукоизвлечения и звуковедения.

   
Единая структура урока 

«…Учитель игры на любом инструменте (будем считать и человеческий голос инструментом) должен быть прежде всего учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» [5, 193-194]. Эта важнейшая мысль Г. Нейгауза утверждает: содержание музыкального произведения, то есть его художественный образ (жанр, особенности музыкального языка, формы) определяют круг исполнительских средств выразительности и соответствующих пианистических приемов. Соответственно выстраивается и структура урока.

1. Активное слушание

С первых уроков важно заинтересовать ребенка разнообразной детской и доступной ему музыкой, выяснить его музыкальные вкусы и наклонности. Ключом к активному слушанию музыки становится знакомство с первичными жанрами - песня, танец, марш и их вариациями. Активное слушание предполагает соучастие ребенка в процессе исполнения. Это могут быть хлопки, движения, подпевание, элементы дирижирования, использование бытовых инструментов (барабана, бубна, колокольчика, погремушки). Наряду с этим включаем ученика в исполнение отдельных элементов фактуры в ансамбле с педагогом.

2. Знакомство с выразительными особенностями фортепианного звучания: большой диапазон (8 октав); разнообразие тембров – от колокольного басового звучания до тонких верхних звуков; контрастные возможности фортепианного звучания громкого и тихого, а также – продолжительного и короткого.

3. Овладение начальными игровыми навыками артикуляции  

Желательно начинать с мягкорасчлененного штриха non legato и легкого staccato в сфере звучности piano (по Скрябину – «уметь ласкать клавиши»). Эти приемы достигаются движением всей руки от плеча (локоть выше запястья, чуть вытянутые пальцы, первый палец под вторым-третьим). Все движения желательно начинать с легкого поглаживания клавиши всей рукой от плеча вверх. (Русская народная песня: «Кошкин дом» 3 такт). Важно равномерное участие обеих рук. Постепенно переходим к сольному музицированию.

4. Сольное музицирование

После совместного с педагогом обсуждения смысла, характера музыки, его жанровых, темповых и звуковых характеристик, переходим к постепенному овладению легких пьес двумя руками попеременно. Наглядным примером служит песня «Кошкин дом», где ученику можно поручить (по его возможностям) исполнение более легких фраз по очереди с педагогом.

Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом.
 Кошка выскочила, глаза выпучила!

Дин-до-дин-дон

 Вначале ученику рекомендуется предложить фразу: «бежит курочка….», а также четыре первых колокольчика в заключительной фразе «динь дон». Идеальным результатом предварительной работы по овладению звучности в диапазоне от piano до fortissimo служит постепенное, а в дальнейшем целостное исполнение этой пьесы.

5. Овладение штрихом легато

Овладение более сложным штрихом legato лучше начинать с короткой хореической интонации (от сильной доли к слабой) с помощью приема последовательной передачи мелодии из «руки в руку» к исполнению одной рукой. Примером является «Вальс собачек», где соединение звуков передается из «руки в руку». Примером более продолжительного использования штриха legato из «руки в руку» может служить второй раздел пьесы Э. Сигмейстера «Мама уехала». Сложнее исполнить продолжительную линию legato одной рукой, чем лига на двух звуках, из-за одновременных разнохарактерных движений: рука движется горизонтально (направо, налево), а близкие к клавишам пальцы погружаются без дополнительной «тряски» всей рукой. От исполнения двух звуков legato переходить к длинной мелодической линии желательно постепенно: через трехсложные мотивы и более (Украинская народ песня «Ой ты, дивичина»). Движение legato триолями из «руки в руку».

К концу учебного года желательно уверенное овладение несложных мелодических линий с разнообразными приемами начальной артикуляции.

6. Исполнение аккомпанирующих голосов в партии левой руки

Особого внимания требуют аккомпанирующие голоса, как правило, в партии левой руки. Это могут быть продолжительные квинтовые басы tenuto, как, например, «Колыбельная» И. Филиппа. Остенатная квинта исполняется погружением с весом в клавишу как бы «от себя», пружинистыми движениями руки.

7. Ладотональное гармоническое развитие и постепенное освоение нотной записи

Огромную роль в начальном обучении играет постепенное воспитание интонационного ладо-гармонического слуха в живом интонировании. Это очень сложный процесс, который должен реализовываться не только на уроках сольфеджио, но и особенно на уроках фортепиано. Это и внимание к третьей «волшебной» ступеньке (мажор-минор) по Л. Баренбойму и к функциям тоника-субдоминанта-доминанта-тоника и их связь. Эти связи должны быть услышаны, проинтонированы в процессе исполнения. Одновременно интонационные связи мажора и минора отражаются в постепенном освоении нотной записи от центрального звука «до» в скрипичный и басовый ключи. В конце учебного года примером успешного освоения заданной программы могут служить такие пьесы, как: «На коньках» К. Лонгшамп-Друшкевичова, «Змея» И. Волковой, «Колыбельная» И. Филиппа, «Стасик тулумбасик» С. Важова. Овладение приемами артикуляции – неотъемлемая часть интеллектуального и музыкально-пианистического воспитания ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браудо, И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе / И. А. Браудо . - Санкт-Петербург : Композитор, 2013. - 89, [2] с.
  2. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство: статьи и очерки /Л. А. Баренбойм. — Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. — 336 с.
  3. Лонг, М. За роялем с Дебюсси / М. Лонг; Пер. с фр. Ж. Грушанский; Под ред. [и с предисл.] Е. Бронфин. - М. : Сов. композитор, 1985. - 158 с.
  4. Корто, А. О фортепианном искусстве / Альфред Корто ; [сост., пер., ред. текста, вступ. ст. и коммент. К. Х. Аджемова]. - М. : Классика-ХХI, 2005 (ПИК ВИНИТИ). - 246, [3] с.
  5. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен ; [Пер. с нем. В. Л. Михелис ; Предисл. и коммент. Л. И. Ройзман]. - М. : Классика-XXI, 2003 (ПИК ВИНИТИ). - 115, [2] с.
  6. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Нейгауз; [Послесл. Я. И. Мильштейна, с. 257-299]. - 4-е изд. - М. : Музыка, 1982. - 300 с. 
  7. Савшинский, С. И. Пианист и его работа : [Учеб.-метод. изд.] / С. Савшинский. - М. : Классика-XXI, 2002 (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). - 239, [1] с.
  8. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / [Вступ. статья В. Натансона, с. 3-29]. - 2-е изд., доп. - Москва : Музыка, 1969. - 598 с.
  9. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2119 "Музыка и пение"] / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
  10. Шмидт – Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков [Текст] / [Вступ. статья и сост. Г. Минскер]. - Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. - 71 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское перспективное планирование по раннему обучению английского языка педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР №5 Маршалкиной Юлии Владимировны(1 год обучения)

Авторское перспективное планирование по раннему обучению английского языка педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР №5 Маршалкиной Юлии Владимировны(1 год обучения)...

Особенности научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования детей

Важность экспериментально - иследовательской деятельности детей во всесторонем развитии в условиях реализации ФГОС....

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музык...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...

Презентация работы Управление системой дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Эта работа предназначена для узких специалистов ДОУ, занимающихся кружковой работой или платными образовательными услугами, работа носит исследовательский характер, также поможет магистрантам и студен...

Разработка работы кружка «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей средней группы.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.В процессе реализаци...