«Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников»
консультация (старшая группа)

Рыбыдайло Нина Александровна

Театральная постановка – это самый распространенный вид детского творчества. Она способствует развитию творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь Восприятие литературных произведений – это психическая деятельностьнаправленная на воссоздание художественных образов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_hud.literatury_na_razvitie_rechi.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 «Сказка»

«Влияние художественной литературы

 на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников»

Подготовила и провела воспитатель старшей группы

Рыбыдайло Н.А.

«Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, игры в телефонах. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе. Как же разбудить их души?

Размышляя над этим, я пришла к выводу, что театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста. Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Читая детям, художественные произведения мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная игровая деятельность – это действия, заданное художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, или фольклорного произведения.

Таким образом, детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры и речевого развития, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.  Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, ...

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Статья о важности использования художественной литературы в ДОО...

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...

Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.

Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не...

Влияние художественной литературы на развитие гуманных чувств у старших дошкольников.

Одной из задач в формировании личности дошколь­ника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что свя­зано с общим развити...