Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОО и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
консультация

Филаткина Светлана Витальевна

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые он осваивает в ДОО и семье. Каждый вид деятельности помогает ребенку в познании мира и формирует у него определенные компетенции. 

Но, именно познавательно-исследовательская деятельность позволяет дошкольнику в полной мере удовлетворить присущую ему любознательность, достичь высокого умственного развития, расширить и упорядочить свои представления об окружающей действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему самостоятельно или под руководством взрослого добывать информацию и овладевать представлениями о каком-либо предмете, объекте или явлении.

Выделяют 4 разновидности познавательно-исследовательской деятельности: детское экспериментирование, моделирование, исследование и преобразование.

Детское экспериментирование определяется как форма активности ребенка, направленная на изменение предмета или явления с целью познания.

Моделирование рассматривается как форма активности ребенка, направленная на приобретение информации об объекте познания в результате действий с его моделью.

Исследование определяется как форма активности ребенка, направленная на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации, решение творческой (исследовательской) задачи с заранее неизвестным результатом.

Преобразование рассматривается как предметно-практическая деятельность творческого характера, направленная на изменение предмета с целью его соответствия потребностям ребенка.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника определяется его социальным и предметно-пространственным окружением.

Предметно-пространственное окружение – это совокупность стимульного материала и оборудования, которые вызывают у ребенка интерес и активизируют его исследовательское поведение.

К предметно-пространственному окружению дошкольника относятся: энциклопедии; карты; демонстрационные макеты и инсталляции; материалы и оборудование для проведения опытов, моделирования, конструирования и ручного труда; мини-лаборатория; мини-музей; уголок природы и многое другое.

Социальное окружение дошкольника – это, прежде всего, его семья и педагоги ДОО. Они помогают ребенку на всех этапах его познавательно-исследовательской деятельности: от анализа проблемной ситуации до формирования общих выводов. Кроме того именно от них зависит появление у ребенка интереса к познавательной, экспериментально-исследовательской и интеллектуальной деятельности.

Для эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника необходимо наладить взаимодействие семьи ребенка и его педагогов в ДОО. Выделяют следующие способы такого взаимодействия:

  1. совместное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольника;
  2. проведение Недели науки в детском саду и дома;
  3. совместная реализация детских исследовательских проектов;
  4. проведение выставок совместных работ детей и родителей;
  5. совместная подготовка детей к участию в фестивалях, марафонах, олимпиадах с познавательной направленностью;
  6. выполнение домашних заданий с детьми во время отпуска, праздничных и выходных дней;
  7. совместное участие в акциях ДОО, города и края;
  8. совместное проведение мастер-классов, круглых столов, мозговых штурмов;
  9. консультирование, анкетирование и другое.

Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности детей позволяет:

  • вовлечь дошкольников в экспериментальную и проектную деятельность;
  • создать условия для формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности;
  • активизировать исследовательское поведение дошкольников;
  • развить у детей поисковые навыки; умения работать с информацией, планировать свою работу, достигать поставленных целей, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, без страха выступать на публике.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya.pdf1.64 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль семьи в развитии познавательно- исследовательской деятельности ребёнка»

Повышение психолого - педагогической культуры родителей, способствование изменению их взглядов на развитие познавательно - исследовательской деятельности ребенка в условиях семьи....

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Именно  в исследовательской деятельности дошкольники проявляют самостоятельность, активное стремление к познанию. см...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Консультация для педагогов «Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...

«Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнка».

laquo;Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнка»....