Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
статья (средняя группа)

Никерина Виктория Андреевна

В данной статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме исследования, определены понятия познавательной активности, экспериментирование, рассмотрены особенности развития познавательной активности у средних дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Автор: Никерина Виктория Андреевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Аннотация: В данной статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме исследования, определены понятия познавательной активности, экспериментирование, рассмотрены особенности развития познавательной активности у средних дошкольников.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательное развитие, экспериментирование, интеллектуальные задачи, личность, деятельность.

Development of cognitive activity in children of middle preschool age through experimentation.

Author: Nikerina Victoria Andreevna

Educator, MBDOU "Kindergarten "Sunny"

Abstract: This article presents a theoretical analysis of modern approaches to the problem of research, defines the concepts of cognitive activity, experimentation, and considers the features of the development of cognitive activity in middle preschoolers.

Keywords: cognitive activity, cognitive development, experimentation, intellectual tasks, personality, activity.

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей, являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

ФГОС  дошкольного  образования  разработан  на  основе  Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В основе заложенных принципов важное  место занимает  необходимость  формирования  познавательных интересов  и  познавательных  действий  ребенка  в  различных  видах деятельности. Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Проблемой развития познавательной активности у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали Н.Н. Поддъяков, С.А. Козлова, М.И. Лисина, Г.И. Щукина и другие. Авторы отмечали, что познавательная активность у дошкольников связана с познанием окружающего мира, направлена на расширение знаний о нем.

Несмотря на то, что практически каждый дошкольник проявляет познавательную активность, во многих случаях она имеет ограниченный характер и определяется узким кругом интересов. Современные дети проявляют большую познавательную активность к информационным технологиям, чем к предметам и явлениям окружающего мира, поэтому необходима целенаправленная работа по расширению сферы познавательных интересов и соответственно, познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.

Исследованием познавательной активности у дошкольников занимались такие педагоги, как С. А. Козлова и Т. А. Куликова, Т.И. Шамова, И.С. Морозова, Д.Б. Годовикова и другие. Они изучали познавательную активность, как деятельность, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир, учится анализировать и сравнивать предметы ближайшего окружения, начинает устанавливать взаимосвязи. Проблема развития этой деятельности заключалась в развитии мышления, внимания и речи. Результатом познавательной активности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, являются знания. Значит, одной из проблем развития познавательной активности является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, о взаимоотношениях взрослого и ребенка, о явлениях природы и их причинах [5].

Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что под познавательной активностью следует понимать: «… активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале» [15,  с. 42].

Познавательная активность, в исследовании Т.И. Шамовой,  характеризуется стремлением получать что-то новое, прилагать усилия к этому. Познавательная активность предполагает работу познавательных процессов,  таких как память, внимание, мышление, так как получение новых знаний предполагает включение их в существующую систему знаний [12].

М.И. Лисина подтверждает: «Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» [19, с. 20].

Отсюда ясно, что познавательной активности близки понятия любознательность, любопытство. Г.Н. Щукина рассматривает любознательность как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности [14].

Дети по своей природе очень любопытны и любознательны. Они проявляют устойчивый интерес к тем объектам, которые вызывают у детей непроизвольное внимание. Как отмечает Е.А. Меньшикова: «Любопытный – тот, кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все без иной цели. Любопытствовать – желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать – быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела» [18, с. 87].

Следует выделить из этого два аспекта данного явления: стремление, желание узнавать, «доискиваться», допытываться до чего-нибудь и стихийность процесса, отсутствие цели познания. «Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость, определенная разновидность любопытства – «дельное любопытство» - говорит ЕА. Меньшикова [15, с. 112].

По мнению Т. А. Хабаровой, «поощряя детское любопытство, педагог порождает потребность в исследовании. У ребенка появляется возможность действовать с разными предметами и материалами; формируется мотив, связанный с внутренними желаниями, узнавать новое неизвестное. Дошкольник учится сам исследовать различные проблемы и открывать для себя новые знания» [8, с 7].

Рассматривая и делая анализ двух данных понятий, можно сделать вывод о том, что любопытство -  это начальный этап проявления познавательной активности, чаще всего не имеющий определенной цели, а любознательность мы можем охарактеризовать как стремление к познанию, любовь к знаниям. Т.А. Хабарова считает, что любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность» [6, с. 51].

Рaзвитиe пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти пpoиcxoдит пo-paзнoмy. У oдниx дoшкoльникoв oнa нocит тeopeтичecкий xapaктep, a y дpyгиx – пpaктичecкий. Вcё зaвиcит oт ocoбeннocтeй вocпитaния.

К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период очень важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой работы, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются [19].

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая, понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим наблюдением взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Е.А.Панько, Н.Н. Поддъяков и другие).

Е. А. Панько считает, что важно формировать положительное отношение к процессу познания, через создание доброжелательной атмосферы через организацию взаимодействия педагога и детей, каждый ребенок активный участник процесса познания [13].

 Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В 4 гoдa, пpoцecc пoзнaния пepexoдит нa бoлee выcoкий ypoвeнь: peчь cтaнoвитcя oдним из cpeдcтв пoзнaния. В 5 лeт ребенок yжe мoжeт cиcтeмaтизиpoвaть и aнaлизиpoвaть, oбoбщaть, клaccифициpoвaть и yпopядoчивaть нaкoплeнныe знaния.

Активнaя любoзнaтeльнocть пpoявляeтcя в пocтoянныx вoпpocax peбёнкa. Рaзвитиe пoзнaния y дoшкoльникoв осуществляется постоянно, в детском саду, дома. В среднем дошкольном возрасте дети обладают определёнными знаниями об окружающем мире, но в  силу развития процессов мышления, дети начинают устанавливать определенные связи и закономерности между предметами и явлениями, на основании этого они задают уточняющие вопросы, поэтому расширяются знания. Также дети открыты для всего нового, и если в чем-то самостоятельно не могут разобраться, то обращаются за помощью к взрослым.

Отечественный психолог Н. Н. Поддъяков выделяет две формы детской активности:

1)  Собственная активность – эта форма активности, которая в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает полноценным субъектом деятельности, является инициатором исследования различных объектов и сам выступает в роли экспериментатора, пытающегося понять сложные зависимости в окружающем мире. Он самостоятельно выстраивает свою деятельность: ставит цель, определяет пути, методы и способы ее достижения. В результате чего ребенок сам удовлетворяет свои интересы и потребности [4].

2)  Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что деятельность дошкольников организуется педагогом. Педагог показывает и рассказывает, что и как нужно делать, обучает детей определенному алгоритму действий. В результате такой активности дошкольники получают результаты, которые были определены педагогом. В этом случае знания и действия формируются в соответствии с заранее спланированными параметрами. Следует отметить, что эти два типа активности никогда не проявляются в чистом виде, а носят фазовый характер. Так, собственная активность дошкольника сменяется совместной активностью со взрослым: получив от взрослого необходимые знания, умения и навыки, ребенок принимает их и затем вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. Поэтому можно предположить, что познавательная активность «инициируется ребенком и продиктована его внутренним состоянием» [9].

Исследователи считают, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает стремиться к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) [3].

 Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

В среднем дошкольном возрасте на базе полученного опыта познавательной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.

Таким образом, изучив особенности развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в теоретических источниках, мы пришли к выводу, что она характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельности и степенью освоенности дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности), и их практическое применение в повседневной жизни. Особенности развития познавательных процессов связаны с совершенствованием процессов мышления, памяти, внимания, что побуждает детей к познавательной активности.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, С. Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Поддьяков и другие исследователи указывали на значимость использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.

Е. Э. Кригер определяет экспериментирование как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В процессе экспериментирования дети не только отслеживают, но и анализируют особенности «поведения» предметов и объектов в специально созданных условиях, составляют задачу экспериментальной деятельности [17]. К структурным элементам экспериментирования относят: цель, планирование способов достижения цели, контроль процесса деятельности, включающий взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности.
Основные положения метода детского экспериментирования

1.    Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и прочих.

3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества [18].

  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

  5.  Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Важное значение в развитии познавательной активности  детей среднего дошкольного возраста имеет учет педагогический условий организации этого процесса [18].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» [1, c,36].

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

Процесс познания в дошкольном возрасте тесным образом связан с организацией предметно-развивающей среды. Поэтому первым педагогическим условием является создание  предметно-развивающей среды.

C.Л. Новоселова определят предметно-развивающую среду, как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. По ее мнению, обогащенная средапредполагает единство социальных и предметных средств обеспеченияразнообразной деятельности ребенка [15].

В исследованиях С.Л. Новоселовой основной идеей, определяющей развивающую функцию предметной среды, является реализация сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным [15].

Автором в научных работах определены психологические требования к построению развивающей среды, заключающиеся в следующих положениях:

-        среда         должна        быть        современна и        отвечать        основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности (педагоги при этом должны обеспечить);

-        среда должна обеспечить достижение        нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

-        базисные  компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макропространством и микропространством деятельности детей и взрослых;

-        содержание среды (материалы, оборудование) должно удовлетворятьпотребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;

-        среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада [7].

Г.П. Тугушева считает, что во многом, развитие любознательности ребёнка среднего дошкольного возраста связано с окружающей его средой, наличием в этой среде стимулов, благодаря которым развиваются познавательные потребности. Именно от взрослых, от того, как они организуют предметно-развивающую среду ребёнка и его деятельность, зависит обеспечение условий для развития любознательности [17]. В связи с этим, педагогическим условием является создание в предметно-развивающей среде таких ресурсов, методических материалов, игровых материалов, экспериментальных центров, которые позволят, во-первых, реализовать у ребёнка потребность в познании, и с помощью которых будет стимулироваться проявление любознательности у детей. В то же время, как отмечают исследователи, само по себе обогащение предметно-развивающей среды не может выступать источником развития любознательности, важное значение имеет педагогическое руководство деятельностью детей в условиях предметно-развивающей среды. Например, для изучения различных свойств  предметов, в игровой зоне должны быть предметы разной формы и размера. Очень часто дети проводят эксперимент на то, как ведет себя предмет при падении, дети бросают на пол предметы и замечают, что каждый предмет издаёт свой звук. Также дети могут сравнивать предметы по весу, для этого необходимы не только тактильные ощущения, но например, наличие детских весов [11].  

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира [14].

А. М. Матюшкин отмечает, что в среднем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому использование разных видов игр, особенно игр дидактических, игр, связанных с экспериментированием, познанием является важным средством развития познавательной активности детей. Поэтому в качестве педагогического условия выделяется игровой характер работы с детьми среднего дошкольного возраста [20].  По мнению Ж. П. Конечной, в среднем дошкольном возрасте познавательная активность  изначально обусловлена внешними свойствами предметов и явлений, недостаток у ребёнка знаний и жизненного опыта ограничивает возможность проникновения в сущность вещей, выделение их существенных признаков [16].

Например, при проведении экспериментов следует включать в игру разных сказочных персонажей, в виде картинок, кукол, мягких игрушек, пальчиковых кукол, которым нужно помочь или чему-то научить. Дети очень легко увлекаются и погружаются в игровой момент, стараются помочь персонажу, что неосознанно совершают познавательную активность. –

Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми [6].

В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели [7].

Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

Побуждение вопросов и любознательности у детей часто связано с тем, что дети оказываются в новой ситуации, либо сталкиваются с проблемой, либо знакомятся с материалом, в котором им не всё понятно. Это стимулирует проявление любознательности. Экспериментирование по своему содержанию тесным образом связано с разрешением противоречий, проблемных ситуаций, поиском ответов на вопросы [5].

Выделим факторы, способствующие решению детьми проблемной ситуации:

-        демократический стиль общения;

-        личностная для ребенка значимость в решении проблемы;

-        предоставление ситуации выбора;

-        снятие оценки и временных ограничений;

-        творческий и продуктивный вид деятельности и достижение ее результата. Исследователи отмечают, что именно творчество в деятельности наиболее эффективно стимулирует поиск путей решения проблемы, при этом задача педагога - обеспечить познавательный, а не закрепляющий или тренировочный проблемной ситуации, только при таком условии она будет носить значимую для дошкольника интеллектуальную нагрузку [6].

Перед началом экспериментирования важно заинтересовать детей, для этого нужно поставить задачу, сформулировать проблему, которую нужно решить. Формулирование проблемной ситуации осуществляется с использованием сказочных персонажей, о которых ранее мы уже писали. Используются различные приемы создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация создается одновременным предъявлением детям противоречивых положений: отдельных фактов или мнений, невозможного в жизни сочетания. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется следующим образом.  При предъявлении фактов или мнений употребляются реплики: «Что вас удивило? Что интересного заметили?».  При использовании невозможного сочетания лучше сказать чуть иначе: «Что вас удивило? Разве так бывает?». Побуждение к формулированию проблемы – реплика по выбору: «Какая будет тема занятия?» или «Какой возникает вопрос?».  

Другой прием: проблемная ситуация создается вопросом или практическим заданием на новый материал, сталкивающим мнения детей. Вопрос задается фронтально, а побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений у вас сколько?». Практическое задание можно давать и фронтально, и по парам. Побуждающий диалог осуществляется репликами: «Задание было одно? А результаты какие?» [9, c.68].

Еще один прием: Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом вопросом или практическим заданием на новый материал обнажается житейское (т.е. ошибочное или ограниченное) представление детей.  Вторым шагом любым доступным способом (сообщением, экспериментом, наглядностью) предъявляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А как оказывается на самом деле?».  

С целью стимулирования познавательной активности к рассматриваемым объектам воспитатель должен личным примером вызывать у детей интерес, сопереживание, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Путем постановки проблемных вопросов привлекать дошкольников к активным высказываниям собственного мнения. Главное эмоциональное стимулирование интереса к ярким образам природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям может осуществляться в связи с периодической сменяемостью объекта для непосредственного ознакомления. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и делать выводы, понимать взаимозависимость природных объектов, заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Для успешного достижения поставленной цели воспитателю необходимо задействовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, задавать наводящие и провокационные вопросы, помогать устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой и систематически использовать дидактические и подвижные игры [9].

Таким образом, мы можем отметить, что в дошкольном возрасте любознательность представляет собой интегративное качество, которое проявляется в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремлении к обработке новой информации. Одним из средств развития познавательной активности средних дошкольников выступает экспериментирование. К числу педагогических условий развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования относятся: организация развивающей предметно-пространственной среды, игровой характер взаимодействия между педагогом и детьми в процессе организации экспериментирования, активизации познавательной деятельности посредством постановки проблемы.

Список использованных источников и  литературы

  1. Андреев, В.И. Педагогика дополнительного образования: Приоритет духовности, здоровья и творчества/ Под науч. ред. В.И.Андреева, А.И. Щетинской. - Казань-Оренбург: Центр инновационных технологий, 2016. - 327 с.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Издат.центр»Академия», 2012. - 320с.
  3. Борытко, H. М. Диагностическая деятельность педагога – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000172300-diagnosticheskaya-deyatelnost-pedagoga-n-m-borytko  - дата обращения 21.01.2021
  4. Ванклив, Д. Простые опыты для маленьких детей [пер. с англ. Е. Г. Рудаковой]/ Д. Ванклив. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 127 с.
  5. Галушкина, С. В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников/С.В. Галушкина//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012-№ 2.  .- С. 123-125.
  6. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы/ О.В Дыбина // Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 135 с.
  7. Кананчук, Л. А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования / Л. А. Кананчук, В. А. Журавлева // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55209/ (дата обращения: 03.02.2021).
  8. Конечная, Ж. П. Педагогические условия развития любознательности детей старшего дошкольного возраста // Образование и наука в современных условиях: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». -2016.  -№ 2 (7). - С. 122–124.
  9. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 2000.- 18 с.
  10. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/ М.И. Лисина // Вопросы психологии. — 2012. — №4. - С. 18-33.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...

Статья. Методическое сопровождение развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании

Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, р...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...