Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
статья (старшая группа)

Дедюкина Лилия Егоровна

В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Аннотация: В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Ведущими методами исследования проблемы являются диагностика познавательной активности и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: охарактеризована проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников, представлены результаты исследования, определена эффективность использования метода проектной деятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, проектная деятельность, дошкольный возраст.

Детство – прекрасный и яркий мир. С самого рождения ребенок впервые открывает и исследует для себя этот окружающий мир. Действительно, для него все впервые: неудача и радость, луна и солнце.  Ребенок с самого появления на свет становится исследователем, познает этот мир, он сам должен все увидеть, потрогать, попробовать, так как ему заложен этот глубокий интерес. Взрослые, в свою очередь, обязаны поддерживать детей в этом, все больше подогревая интерес к этому миру. А мы иногда ругаем их: «Сломаешь!», «Нельзя!». Как еще ребенок узнает устройство мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Запоминается все надолго и прочно, если ребенок пробует, делает, видит сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности…[1,7]

Интерес ребенка дошкольного возраста к познавательной активности   в последнее время возрастает и является  актуальным по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно ранее должен получить положительный социальный опыт при реализации своих мыслей.

Во-вторых, мир вокруг нас развивается и меняется так динамично, что быстро требует  необычные действия в самых разных ситуациях.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как подающая надежды форма социального развития также предполагает умение изъявлять успешную инициативу. [5]

Такой навык необходимо воспитывать с самого раннего детства. Однако на пути его формирования существуют определенные трудности. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересовавшие его, – в этом ему помогают педагоги. Но вместе с  объяснительно-иллюстративным методом обучения должны применяться дополнительные методы.

Одним из перспективных методов, содействующих решению этого вопроса, является метод проектной деятельности. Опираясь на личностно-ориентированном подходе к учению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, завлекательность к разным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.[6]

Объект исследования – образовательный процесс по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: обосновать необходимость применения проектной деятельности в развитии любознательности, познавательной активности дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень развития познавательной активности у детей подготовительной группы.
  2. Разработать проект и апробировать его в практике работы с детьми подготовительной группы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что включение детей в разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности старших дошкольников.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы использовали диагностику В.С. Юркевич – методика «Древо желаний», методика «Выбор деятельности» автор Л.Н. Прохорова.

По методике «Древо желаний» результаты оказались следующие. Почти у половины испытуемых детей (48%) был выявлен высокий уровень, у 36% детей обнаружен средний уровень и всего лишь у 16 % детей был выявлен низкий уровень познавательной активности.

Качественный анализ результатов показал, что дети с высоким уровнем познавательной активности стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, они с большой радостью и желанием проявляют исследовательский интерес к миру.

Дети со средним уровнем испытывают определенную потребность в знаниях, но их привлекает только поверхностная информация.

Наконец, дети с низким уровнем познавательной активности вполне удовлетворены получением односложной информации, например, их интересует реальность услышанной когда-то истории и т.д.

В соответствии с технологией проектного обучения нами был разработан проект «Моя родина». При разработке проекта мы руководствовались изученной методической литературой.

Тип проекта – информационно-творческий, продолжительный (в течение 2-х месяцев).

Возрастная группа – старшая.

Виды деятельности:

  • познавательно-исследовательская;
  • чтение художественной литературы;
  • игровая;
  • коммуникативная;
  • художественно-продуктивная;
  • музыкальная.

         Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа.

На первом этапе наша цель – выявление уровня знаний детей о родном селе и принятие решения к осуществлению проекта.

На этом этапе работы были запланированы такие мероприятия, как:

  • экскурсии по улицам села;
  • выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;
  • с целью выявления знаний детей о городе провели дидактическую игру «Знаешь ли ты своё село?»;
  • вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «Моя родина».

На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, педагоги. Для осуществления проект были проведены следующие мероприятия:

  • рассматривание буклетов, фотографий о селе;
  • целевая прогулка – «Хаяхсытская Николаевская церковь с колокольней» 1889 года постройки;
  • экскурсия в сельскую библиотеку;
  • экскурсия по памятным местам села;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • цикл занятий по ознакомлению с родным селом:

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. С этой целью мы провели игру «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы своё село?». Далее были использованы такие формы работы, как:

  • проведение беседы с детьми «Я могу рассказать вам…";
  • составление картотеки стихов и песен о своем селе;
  • изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада»;
  • оснащение предметно-пространственной развивающей среды:
  • выставка книг писателей из села;
  • создание альбома фотографий села;
  • оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);
  • оформление фотоальбомов «Времена года в селе», «Где мы были» (по материалам экскурсий);
  • подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • обновление и изготовление дидактических игр по теме;
  • создание игровых ситуаций: «Строим село», «Правила уличного движения», «Уроки вежливости и этикета».[3, 4]

В завершение работы над проектом праздничная программа «С днем рождения, любимое село!» с участием родителей, презентация альбомов, изготовленных родителями.

На завершающем этапе эмпирического исследования нами были выявлены уровни познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании применялась  та же методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич). Результаты оказались следующие: больше чем у половины испытуемых детей (60%) был выявлен высокий уровень, у 35 % детей обнаружен средний уровень и всего лишь у 5% детей был выявлен низкий уровень познавательной активности. Если сравнить данные диагностики на констатирующем этапе и завершающем (контрольном), то можно сделать вывод, что активное вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность дает свои положительные результаты: познавательный интерес и познавательная активность у детей повысились.

Наша гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Действительно,  включение детей в разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности, в ходе реализации проекта способствует развитию познавательной активности старших дошкольников. Мы считаем, что если в дальнейшем работа будет проводиться в системе, то уровень развития познавательной активности детей будет только повышаться.

Таким образом, мы изучили метод проектов как проекционную технологию, высокой степени адаптации данной технологии к специфике ДОУ. Ознакомились с материалами организации проектной деятельности в ДОУ, формами проектов.

Даже ребенок средней возрастной группы может реализовать индивидуальную проектную деятельность в форме некоторых видов игр (ролевой, творческой режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода дошкольного детства подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование должно начинать лишь тогда, когда человек расширит свою память всеми знаниями. Творец и исследователь созревает не во время поступления в аспирантуру, а гораздо раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот период окрашен позитивными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.[2]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2010

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду.: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.

Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.: М.: Школьная Пресса, 2010.

Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2013

Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 80-84.

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" (в рамках МО воспитателей)

Презентация к проекту на тему: "Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста" (в рамках МО воспитателей старших и подготовительных групп)...

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»  Своё выступление я хочу начать с эпиграфа: Альберта Эйншт...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с магнитным конструктором.

Игры с магнитным конструктором - универсальное средство для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности. Они органично вписываются в образовательно...