Статья "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристической беседы, синквейна и кластера"
статья (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Полякова

   В современной педагогике и дошкольной педагогике достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной активности на принципах личностно - ориентированного обучения и  требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_statya_polyakova_i.n.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ, СИНКВЕЙНА И КЛАСТЕРА

Полякова И.Н.

воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик»

Россия, г. Белгород

В современной педагогике и дошкольной педагогике достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной активности на принципах личностно - ориентированного обучения и требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности [2;134].

Рассмотрим такие инновационные методы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как эвристическая беседа, дидактический синквейн и технология кластер.

Эвристическая беседа - вопросно-ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает обучающимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта обучающихся, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.[1;49]. Эффективность проведения эвристической беседы повышается при правильном подборе, формулировке и постановке вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. В процессе обучения у детей формируется самостоятельность в формулировании выводов и точности высказываний. Развивается навык выдвигать свои предположения, обосновывая их и аргументируя свой ответ. [3;185]

Инновационность методики дидактического синквейна заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод активизации познавательной деятельности, развития интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи. Этот инновационный метод помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Правила составления синквейна: Первая строка – одно слово – тема синквейна – предмет. Вторая строка – два слова – признаки. Третья строка – три слова – действия. Четвёртая строка – фраза из нескольких слов. Пятая строка – слова – ассоциации. На начальном этапе обучения детей составлению синквейна рекомендуется использовать следующие упражнения – игры в слова: «Подбери определение», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?». Затем предлагается детям совместное устное составление синквейна, педагогом записываются ответы детей на следующие вопросы: О ком? О чем? Какие? Какая? Какое? Что делал? Что сделал? Далее дети пробуют составлять синквейны небольшими группами или самостоятельно, схематично зарисовывая каждое слово [4;90].

Инновационная технология «Кластер» (гроздь) пришла к нам из информационных технологий. В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «гроздь», «группа», «концентрация». Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними [5;381]. Технология «Кластер» универсальна – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Специфика использования данной технологии заключается в том, что разбивка на кластеры используется до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. Является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации.

В результате работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, с использование инновационных дидактических технологий, способствовала приобретению новых знаний, открытий благодаря усилиям, прежде всего, самих детей, которые дети получили в процессе самостоятельного мышления.

Список литературы

  1. Гаибова, В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. –2013. – № 2.
  2. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 1.
  3. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской.- 2-е издание. - М.: Просвещение, 345 с.
  4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2009. – 560 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»

В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми  на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с магнитным конструктором.

Игры с магнитным конструктором - универсальное средство для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности. Они органично вписываются в образовательно...