ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста.
картотека

Виктория Валерьевна Матевощук

ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста.

  • Игра "Хорошо - плохо"

(младший возраст)

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: ведущем называется любой объект или в старшем возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход:

1 вариант

Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Дети: Потому, что она сладкая.

Ведущий: Съесть конфету - плохо. Почему?

Дети: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

2 вариант

Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Дети: Потому, что она сладкая.

Ведущий: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Дети: Могут заболеть зубы.

Ведущий: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Дети: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Ознакомление с окружающим миром.

Ведущий: Человек изобрел огонь. Огонь - это хорошо, почему?

Дети: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

Ведущий: Огонь - это плохо. Почему?

Дети: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

Ведущий: Листопад - это хорошо?

Дети: Да. Земля становится красивой, листва шелестит под ногами.

Ведущий: Листья под ногами - плохо. Почему?

Дети: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрой, если после дождя.

  • «Что умеет делать»

(проводится со 2 младшей группы)

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.

Правила игры: Ведущий называет объект. Объект можно показать или загадать с помощью игры «Данетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его

помощью.

Ход:

Ведущий: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

Ведущий: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

Ведущий: Что может мяч?

Дети: прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

Ведущий: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку "Колобок". Как он может помочь Колобку?

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Базис личностной культуры.

Ведущий: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?

Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или о собаке, он может уступить место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

Ведущий: Еще

Дети: Выручать из беды или трудного положения другого человека.

Ведущий: Что может растение?

Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

Ведущий: Что может дождь?

Дети: Растворить лед.

Ведущий: Когда и почему?

Дети: Когда ярко светит солнце, тепло.

Ведущий: Что еще может лед?

Дети: Лед может расколоться, треснуть.

Ведущий: А какие полезные функции у льда?

Дети: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

Ведущий: Что можно делать со льдом?

Дети: Можно раскрашивать, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

  • Игра «Кто кем будет?»

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход:

Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов.

Например: Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

  • Игра" Маленькие человечки"

(со старшей группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход:

Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела -

Человечки жидкого тела -

Человечки газообразного тела -

Ведущий предлагает разделить природную среду горизонтальными линиями и в верхнем секторе "поселить" все, что несет в себе человечков газа, в центре - жидкого тела, внизу - твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка - на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка - живая природа, живет в воздухе и на воде.

  • "Игра "Перевирание сказки"

(с подготовительной группы)

Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволяет, позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее "перевирают".

Например: Сказка "Царевна лягушка".

Ведущий: Было у отца 3 сына.

Дети: Не 3, а 20.

Ведущий: Однажды собрал их царь и говорит: "Пора вам жениться!"

Дети: В лес по грибы идти.

Ведущий: Сыновья отвечают: "А где нам жен искать?"

Дети: Грибы искать.

Ведущий: Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша.

Дети: Не по стреле, а по валенку.

Ведущий: У старшего сына упала стрела на боярский двор.

Дети: На елку, по шишке.

Ведущий: У среднего сына - на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.

Дети: В магазин, попала в бутылку молока.

Ведущий: У младшего сына в болото, к лягушке.

Дети: В цирк, попала в укротителя тигров.

Примечание: всю сказку рассказывать не надо.

Сказки "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач....

"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"

quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...

"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"

quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...

Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.

Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ(Обмен опытом)...