Статья. "Игра как средство воспитания детей"
статья (младшая группа)

Елена Всеволодовна Якушева

Статья "Игра как средство воспитания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_kak_sredstvo_vospitaniya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – как средство воспитания

В педагогической теории игры, особое внимание уделяется изучению игры, как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета).

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга/ Также развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Задачи игры:

1. Главная задача обучение – подготовка детей к жизни.

2. Адаптация ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

3. Организация учебно-познавательной деятельности.

4. Создание и укрепление детского коллектива.

Достаточно широкий спектр подходов к классификации игр:

1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

3 группа – дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель.

4 группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

5 группа - игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д.

Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.

Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка.

Игры пятиминутки:

  • Игра «Хлопни в ладоши», когда услышишь заданное слово или «Четвёртый лишний» - игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.
  • Придумать слова с заданной буквой:

                              - начинающиеся на букву «А»

- игра “Я знаю 5 названий имен девочек/мальчиков/цветов” показывает    знания детей, полученные ими на занятиях и в обыденной жизни.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

Игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра как средство воспитания детей в дошкольном учреждении".

Игру и детство невозможно отделить друг от друга, поэтому воспитатель с помощью игровой деятельности должен раскрыть способности ребенка....

Статья: Игра - как эффективное средство этнопедагогического воспитания дошкольников.

Данная статья посвящена проблеме приобщения детей к национальной культуре, необходимости изучения истории родного края и языка, начиная с дошкольного возраста....

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Статья "Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста"

Статья о том, почему игра является средством всестороннего воспитания и развития детей...

«Взрослые, дети, игра» (музыкально - развивающие игры, как средство воспитания детей).

Памятка для родителей Тема: «Взрослые, дети, игра»(музыкально - развивающие игры, как средство воспитания детей)...