«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
учебно-методический материал (старшая группа)

Свеженцева Наталья Александровна

Данный материал представлен в виде отчета по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» г. Щигры Курской области»

Отчёт по самообразованию

«Патриотическое воспитание дошкольников

через ознакомление с родным краем.»

                                                     Составила: воспитатель

                                              Свеженцева Н.А.

                                                                                           

Анализ самообразования

В 2020-2021 году мной была выбрана тема для самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем». Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

 Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая важность проблемы по развитию нравственно-патриотического воспитания, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении.

                    Работая по теме «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» -  я поняла, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Поэтому старалась подключить родителей к процессу ознакомления дошкольников с родным краем, городом. Провела анкетирование родителей, которое показало, что некоторые родители считают: в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Проанализировав ответы родителей подготовила для них консультации «Роль семьи в патриотическом воспитании детей», «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания детей», «Формирование патриотических чувств у дошкольников, через ознакомление с родным городом» привлекала родителей к подготовке и участию в спортивном празднике, посвященном Дню защитников Отечества, празднике «Этот славный День Победы». Родители принимали активное участие в оформлении стенгазеты «Мои защитники», в пополнении РППС в группе. В результате у них возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, детском саду. Работу, начатую в группе по патриотическому воспитанию, родители продолжают дома: читают детям художественную литературу, водят детей на экскурсии к историческим местам нашего города, беседуют о достижениях близких людей в семье.

    В воспитательно-образовательном процессе обогатился опыт использования краеведческого материала, повысился интерес педагогов ДОУ к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику.

                     Работа над проектом «Мой город – Щигры» - помогла повысить интерес детей к истории родного города. Представления о родном крае, городе стали более существенными; у детей повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, рассказах, поделках.

           Работая над темой, изучила и составила картотеку учебно-методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

1. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», ред. Цветкова Т. В. М. : ТЦ Сфера, 2010 г

        2. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В., ред. Гринин Л. Е., Перепелкина А.В. «Нравственное-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект. ФГОС» Волгоград: Учитель, 2019

3. под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской «Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие» М. : ВЛАДОС, 2000 г.

4. Зацепина, М. Б. «Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5 - 7 лет».  Мозаика – Синтез, 2010 г

5. Дергач Л. Н., «Современные подходы к патриотическому воспитанию

дошкольников» Статья журнала Дошкольная педагогика, № 2, 2009 Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – «нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью».

6. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

А.Ветохина, З. Дмитренко, Е. Жигналь, Г. Краснощекова, В. Полынова, О. Савельева, 2017 г

7. «Комплект плакатов «Россия – любимая наша держава», 2016 г

8. «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности». Издательство: Учитель 2017 г

9. С.В. Конкевич «Беседы с детьми о Великой Отечественной Войне старший дошкольный возраст 5-7 лет». Издательство Детство-Пресс 2018 г

10. Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.

11. Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.

12. Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание): М., Просвещение, 2007.

13. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать»: М., Просвещение, 2007

14. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2007.

В группе создана благоприятная развивающая среда по патриотическому воспитанию» (пополнен по возрасту детей уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия!», оформлен уголок «Моя малая Родина», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы).  

             На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины.

           В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использовала сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, презентация. Наглядный материал   соответствовал определенным требованиям: предметы  были известны детям; дидактический материал   был разнообразным; наглядным материал присутствовал в достаточном количестве; отвечал гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

            Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию"С любовью по родному краю"

В 2009г. я участвовала в районном конкурсе "Растим патриотов России". В номинации "Разработка занятия" я заняла 3 место. Может кому пригодиться!...

Гражданско-патриотическое воспитание детей в истории родного края

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотиче...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Совершенствование педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем....