«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»
учебно-методический материал

Кузина Светлана Александровна

Выступление из опыта работы по теме: «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme_deyatelnosnyy_podhod.docx42.96 КБ
Файл opyt_raboty_po_teme.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками»

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.

ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

В связи с этим наибольшую актуальностьна современном этапе развития образования приобретает «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон.

 Под деятельностным  подходом  – понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной  деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • психологической комфортности,
  • деятельности,
  • минимакса,
  • целостности,
  • вариативности,
  • творчества,
  • непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Для этого в группе  создается доверительная атмосфера, минимизируются все стрессообразующие факторы образовательного процесса.

Общение с воспитанниками строю  доброжелательно, ориентировано на ребенка, его интересы и потребности. Стараюсь выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Моя задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нелишним, нужным, активным участником в больших и малых общих делах.

Стремлюсь, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) -никакая деятельность не должна им навязываться.Сутьмоей работы заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочетчему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его  собственных интересов.

Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь  не ограничиваться отношениями «взрослый - ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволяет каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество -  необходима соответствующая развивающая предметно пространственная  среда.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе руководствуемся основными принципами:

  • Содержательность и  насыщенность
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Доступность
  • Базовость

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Для развития познавательной активности воспитанников в группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям.Ребенок может заняться интересующей его деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовать их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т.д.

Живой интерес у детей вызываетсовместная деятельность в «Огороде на окне».Вместе с воспитанниками мы готовим семена к посадке, сеем семена, дети охотно ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

С большим интересом дети участвуют в проектной деятельности.Работа над проектами ««Народная игрушка Болховского района», «Наш веселый снеговик», «Новоселье у скворцов», «Что такое солнечная система» заинтересовала, увлекла и объединила в качестве равноправных партнеров и детей, и педагогов, и родителей.Это способствует эмоциональному сближению детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.

Участие дошкольников в проектной деятельности  способствует освоению окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).Давно замечена высокая эффективность «открытий» для усвоения человеком культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой»

(Д. Дьюи).

Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: я учусь не быть транслятором знаний, информатором, а стать организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.

Используя различные методические приемы, стараюсь  создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого поощряю детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создаю условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка - высший пилотаж современного педагога.

Использование системно-деятельностного подхода изменил мой  взгляд не только на позицию педагога, но и  на роль воспитанника в образовательном процессе.В связи с этим в работе с дошкольниками руководствуюсь «золотыми правилами» деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Изменения роли педагога и ребенка ведут за собой введение новых форм организации образовательной деятельности: творческие мастерские, детская лаборатория, игры-занятия, творческая гостиная, интегрированное занятие и т.д. В основе этих форм образовательной деятельности лежит технология «Ситуация» - один изинструментов технологии деятельностного метода, адаптированного для работы с дошкольниками.

В рамках правильно сконструированной образовательной ситуации ребенок:

  • учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;
  • выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив;
  • учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий;
  • учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Основные этапы образовательной ситуации:

Этапы деятельности

Компоненты деятельности

Мотивационно-

ориентировочный

1.Проблема,

проблемный вопрос,

учебная задача,

затруднение,

антиципация,

игровая ситуация

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

Поисковый

4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий)

Практический

5. Выполнение действий (реализация плана)

Рефлексивно-оценочный

6. Осмысление итогов

Технология «Ситуация» ни в коей мере не является единственным инструментом формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Сделать образовательный процесс увлекательным, результативным, повысить детскую познавательную активность помогают  и другие педагогические технологии, которые я использую в своей педагогической практике:

  • здоровьесберегающие;
  • технология проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Таким образом, осуществление системно-деятельностного подходав работе с детьми дошкольного возраста способствует:

  • формированию у детей элементов учебной деятельности,
  • становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,
  • возникновению в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности,
  • первоначальному  овладению  дошкольниками знаково-системными формами мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по теме «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками » Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №4» Мишина Светлана Александровна

Слайд 2

Уровни общего образования (в соответствии с «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012) дошкольное начальное основное среднее Федеральные государственные образовательные стандарты основное

Слайд 3

Деятельностный подход – организация образовательного процесса, при котором ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности .

Слайд 4

Принципы деятельностного метода психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности

Слайд 6

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: Содержательность и насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Доступность Базовость

Слайд 8

Проект «Народная игрушка Болховского района»

Слайд 9

Проект «Наш веселый снеговик»

Слайд 10

Проект«Новоселье у скворцов»

Слайд 11

«Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» Д. Дьюи

Слайд 12

«Золотые правила» деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Критикуя, стимулируй активность ребенка. Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы;

Слайд 14

выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив; учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении; учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий; учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Слайд 15

Основные этапы образовательной ситуации: Этапы деятельности Компоненты деятельности Мотивационно- ориентировочный 1.Проблема, проблемный вопрос, учебная задача, затруднение, антиципация, игровая ситуация 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности Поисковый 4. Проектирование решений проблемной ситуации (планирование действий) Практический 5. Выполнение действий (реализация плана ) Рефлексивно-оценочный 6.Осмысление итогов

Слайд 16

Педагогические технологии: здоровьесберегающие ; технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

Слайд 17

формирование у детей элементов учебной деятельности, становление субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, возникновение в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности, первоначальное овладение дошкольниками знаково-системными формами мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...

«Образовательная ситуация с дошкольниками», разработанная в соответствии с этапами технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.

Конспект образовательной ситуации по развитию коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «Птицы Прибайкалья»...

Сообщение из опыта работы на тему: Технология деятельностного метода "Ситуация"

Сообщение по технологии деятельностного метода "Ситуация", которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД,...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...