Взаимодействие педагогов ДОУ
консультация

глазырина татьяна викторовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ " МЕТОДЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ  В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ И ИНСТРУКТОРА  ПО ФК  В ДОУ,"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_teatralizatsii_na_fizkulture._microsoft_word.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательной сферы (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

В работах С. Н. Томчиковой театрализованная деятельность характеризуется как «специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре» [5, с. 48].

Все вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность эмоционально-насыщенна, привлекательна для детей, охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития психических процессов, обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать средства театрализации в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Анализ литературы по данному направлению позволил констатировать, что проблема физического развития дошкольников средствами театрализованной деятельности является малоизученной, но некоторые разработки представлены в теоретической и методической литературе.

Среди средств театрализованной деятельности, используемых при организации работы по физическому развитию, можно выделить: использование образа (Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, Е. А. Белова, создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман, В. Ф. Толстова, И. О. Рыжкова, организация самостоятельной деятельности (Н. Н. Галигузова, О. Е. Смирнова, игровые ситуации (C.Л. Новоселова, Н. Е. Короткова, использование сюжета сказки (Н. Н. Ефимов) и др.

Наиболее полно реализация физического развития дошкольников средствами театрализованной деятельности предлагается в методических разработках Н. Н. Ефименко, создавшего такое направление как «Театр физического развития и оздоровления», а также Н. В. Микляевой, С. О. Филипповой. Изучив их работы можно предложить наполнить традиционную классификацию форм организованной образовательной деятельности инновационными направлениями с использованием средств театрализованной деятельности :

1. Непосредственно организованная образовательная деятельность :

горизонтальный пластический балет (или пластик-шоу) – это новая эстетико-оздоровительная технология, сочетающая в себе элементы физической культуры, хореографии, ритмики, пантомимы, художественной гимнастики, аэробики, арттерапии. Для горизонтального пластического балета характерны относительно медленные, спокойные, плавные движения, приближающиеся к естественным ритмам функционирования основных систем организма. В этой методике максимально полно отражаются образность, музыкальность, хореографичность, эмоциональность, выразительность в ролевых проявлениях, воображение детей. Именно в этой форме можно максимально полно воплотить образы, созданные в воображении, в реальный двигательный рисунок.

занятие по физической культуре на улице («ландшафтная физкультурная сказка») – ландшафтная физкультура, которая проводится на улице, на площадке или мини-стадионе. Явным преимуществом данной формы является воздействие на детей в процессе двигательно-игровой активности естественных сил природы, что содействует их закаливанию и повышению иммунитета, сопротивляемости воздействию негативных факторов среды.

занятие по физической культуре в помещении («физкультурная сказка») – это новый тип занятия по физической культуре, в основу которого положен своеобразный педагогический спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Такие физкультурные сказки разрабатываются педагогом на основе больших тематических игр, запланированных для реализации в данном конкретном ДОУ.

Игры-тренинги с тематикой русских народных сказок, для каждой из которых развиваются определенные навыки и физические качества. В них дети становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность в игре.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. В качестве смены статической деятельности детей на динамическую можно использовать разнообразные малые формы физического воспитания дошкольников :

забавные физкультуринки (физкультминутки) - отдельные игровые упражнения, не связанные друг с другом по сюжету, желательно, с веселыми, юмористическими названиями, которые проводятся по эволюционному принципу (от горизонтальных положений – к вертикальным). Удобны для проведения как в помещении, так и на улице. Могут быть использованы в виде динамической разминки в процессе учебной статической деятельности.

оригинальной в методическом отношении является такая форма физического воспитания дошкольников, как гимнастика пробуждения после ночного или дневного сна, которая может стать разумной альтернативой традиционной зарядке. Целью гимнастики пробуждения является создание педагогом таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок смог бы естественным образом перейти из состояния сна, покоя, расслабления к состоянию оптимальной психофизической готовности. Проводится в виде ситуационной мини-игры, двигательно-игровой сказки, посредством образных движений. Такой разумный переход из одного состояния в другое позволит сохранить позитивный эмоциональный фон, избежать возбуждающего стресса, подготовиться к активным учебным действиям.

коррекционные физкультурные этюды представляют собой фрагменты (элементы, наброски) занятия по адаптивному физическому воспитанию, направленные на полное или частичное решение одной-двух коррекционных задач (снять напряжение в шее после учебных нагрузок в положении сидя; осуществить коррекцию позвоночного столба при сутуловатой осанке; улучшить подвижность позвоночника в области поясницы и в тазобедренных суставах; при наличии плоскостопия стимулировать вялые подошвенные мышцы и т. д.). Реализуется эта форма в стиле театрализованного действия с эмоциональными ролевыми проявлениями.

самостоятельная двигательно-игровая активность (свободный стиль)

3. Физическая рекреация :

физкультурные праздники на основе театрального представления.

Реализация данных нестандартных форм физического воспитания детей позволит сформировать у них двигательное воображение – основу творческой, осмысленной, по А. В. Запорожцу, моторики. К основным особенностям данной формы физического воспитания относятся: повышенная эмоциональность, состязательный азарт, командные двигательные действия, повышенные меры безопасности при проведении эстафет, особенно с применением оборудования (гимнастических скамеек, бумов, лестниц и т. д., присутствие на празднике зрителей, в том числе, родителей соревнующихся.

В физическом развитии с использованием театрализованной деятельности можно выделить следующие методические приемы: введение в двигательно-игровую деятельность детей сюжетности, определённых образов, то есть образности, образность в занятиях по физической культуре предполагает реализацию детьми тех или иных ролевых проявлений, дозированная драматизация в физическом развитии, использование методического направления ассоциативная педагогика (ассоциативная физкультура) [4].

Рисунок 1 – Методические приемы физического развития с использованием театрализации

При этом важно, превратить обыденное физическое пространство зала в игровое пространство. Необходимо преобразовать просто физкультурный или музыкальный зал (площадку) в место, где будет разворачиваться захватывающее игровое действо [4, с. 8]. Анализ литературы показывает, что создать игровое пространство можно при помощи специальных приемов. Для полноценного использования театрализации в физическом развитии созданное игровое пространство зала (площадки) следует наполнить игровой атмосферой, то есть ещё более усилить у детей предварительные ассоциации о предстоящем двигательно-игровом действе. Н. Н. Ефименко предлагает для создания условной игровой атмосферы применять следующие методические приё мы: предварительный текст-установку перед началом занятия; соответствующее музыкальное сопровождение, подборку экипировки для занятия (в частности, цвета спортивной формы, театрализованные головные уборы, элементы театрального макияжа, собственно сказочный авторский текст [4, с. 10-13]

При использовании театрализации важно обращаться к амплификации. Относительно проблематики театрализации физического развития дошкольников амплификация рассматривается как достаточно перспективный путь расширения творческого потенциала каждого ребёнка вне зависимости от образовательного направления и сферы деятельности [4, с. 10-13].

Подводя итог, необходимо отметить, что использование театрализации в физическом развитии детей дошкольного возраста с заложенной в ней основой взаимодействия педагога с детьми с помощью игрового метода, позволяет интегрировать практически все виды детской деятельности (что является необходимым условием реализации ФГОС ДО) :

Интеграция с игровой деятельностью : формирование педагогом игрового пространства зала или площадки, создание соответствующей игровой атмосферы; составление перечня больших тематических игр, каждая из которых может состоять из определенного количества ситуационных мини-игр, своеобразных физкультурных сказок; подбор необходимого для каждой возрастной группы количества игровых упражнений.

Интеграция с социально-коммуникативным развитием сюжетно-игровая форма проведения занятия по физической культуре, как и других форм физического развития дошкольников, предполагает активное взаимодействие детей с педагогом и друг с другом, а также со «сказочными персонажами».

Интеграция с познавательным развитием предполагает разнообразие сказочных сюжетов занятий по физической культуре, в которых педагогом закладываются элементы исследования детьми различных сюжетно-ролевых ситуаций, а также возможности экспериментирования в процессе двигательно-игровой деятельности и поиска оптимального творческого решения каждой конкретной ситуативной задачи.

Интеграция с художественно-эстетическим развитием, в том числе: восприятие художественной литературы и фольклора все формы физического развития дошкольников основаны на двигательно-игровой деятельности в виде физкультурной сказки; в основе такого занятия обычно лежат сюжеты литературных произведений (былин, притч, народных и современных, отечественных и зарубежных сказок, включая созданные педагогом, рассказов, повестей, стихотворений и т. д.); а также музыкальная: двигательная активность ребенка предполагает наличие музыкального сопровождения как на занятии по физической культуре, так и в иных формах физического развития дошкольников (утренней гимнастике пробуждения, гимнастике пробуждения после дневного сна, физкультминутках и т. д.).

Интеграция с речевым развитием : сюжетно-ролевая канва физкультурных занятий стимулирует речевое творчество; кроме того, положительное влияние на развитие речи оказывает стимуляция зоны предплечий и кистей в ряде лежаче-ползательных упражнений, работа с богатой предметными манипуляциями мелкой моторикой рук, озвучивание и «оречевление» детьми движений и их ритмизации, развитие общей и артикуляционной координации, стимуляция голосообразовательной компоненты речи и др.

Таким образом, использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии является эффективной формой физического воспитания, которую можно наполнить игровым методом, что позволит достичь высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Взаимодействие педагога – психолога с узкими специалистами ДОУ, а также содержание работы по взаимодействию со школой

1. Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя. 2. Взаимодействие педагога – психолога с инструктором по физкультуре. 3. Взаимодействие педагога - психолога и учителя логопед...

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...