Экскурсия в интерактивный музей «Изба сказок». «В гостях у тётушки Наташи».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Скорынина Наталья Юрьевна

Основание для разработки: повышение интереса детей к русской культуре,

                               высокая эффективность музейной педагогики.                              

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Форма организации ОД: экскурсия-игра.

Возрастная категория детей: 5-7лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в интерактивный музей «Изба сказок».

«В гостях у тётушки Наташи».

Автор работы: Скорынина  Наталья  Юрьевна                        

ЧДОУ "Детский сад № 131 ОАО "РЖД" г. Екатеринбург

 

Основание для разработки: повышение интереса детей к русской культуре, высокая эффективность музейной педагогики.

                                                                                     

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Форма организации ОД: экскурсия-игра.

Возрастная категория детей: 5-7лет.

Цель: развитие интегративно - личностных качеств: любознательный, активный, эмоционально - отзывчивый.

Оборудование и материалы: помещение, отведенное под музей «Изба сказок», групповая комната оформленная как поляна, стульчики-«пенёчки», ковер-«травка»; русские народные костюмы для героев: дед, бабка, Алёнушка, Машенька, Емеля, фартуки и нарукавники мастеровых, фартуки и косынки для лепки, маски трёх медведей; отвёртки, табурет с отвинченным сиденьем, солёное тесто для лепки, лукошко, игрушки: курочка, репка, пирожок, колобок, щука, лягушка, топорик, яичко, угощения для детей; балалайка; аудиозаписи звуков леса, голоса курицы, колыбельной, звуки балалайки.  

Роль взрослого: хозяйка избы тётушка Наташа в русском народном костюме.

ХОД:

Звучит музыка «Звуки леса». По групповой комнате-«полянке» бродит Тётушка Наташа в русском народном костюме и что - то ищет. В руках у нее большое лукошко. Вдруг увидела детей...

Тётушка Н.:  

Доброго здоровьица,

Дорогим гостям

Милым Детушкам.

Вижу, долгонько уже идёте… Вот и отдохните у меня. Не стесняйтесь, располагайтесь поудобнее.

Детям предлагается пройти и сесть на «пенёчки»-стульчики, «травку»-коврик.

Тётушка Н.:  

Давайте знакомиться. Меня зовут тётушка Наташа, я здесь за сказками приглядываю.  А вы сказки - то любите?

Дети:

ответы детей…

Тётушка Н.:

Я тоже сказки люблю.

Что можно сказать о сказке, какая она?

Дети:

(предполагаемые ответы)

волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т. д.

Тётушка Н.:

Раньше сказку называли «Байка» от слова «баять» - рассказывать.  Сказка - это выдумка, фантазия.

Вдруг  тётушка Н. вскакивает  с  места,  бежит  в  сторону  дверей и  кричит.

Тётушка Н.:

Держи - держи её, вертихвостку серую!..  Э-эх,  убежала!..

Обращается к детям.

Тётушка Н.:

Ой, ребята, у меня тут какой - то непорядок. Вон и мышка махнула хвостиком и убежала.  Видно опять Баба - Яга колдует или ...(думает) Ну, как его ...

Дети: (подсказывают)  

Кощей Бессмертный...

Тётушка Н.:

Ну, он окаянный!

Все сказочные герои разбежались, попрятались. Может вы мне поможете порядок навести?

А сейчас вы разделитесь.

По поляне разбредитесь.

Будем сказки вспоминать

И предметы из сказок искать.

Т.Н. загадывает детям загадки. Дети ищут предметы - отгадки среди декораций, находят, несут тётушке Н., называют из какой сказки предмет.

Тётушка Н.:

***

Она кудахчет по утрам,

Неся яйцо в подарок нам.             (Курица)

Поищите курочку.  Из какой она сказки?

***

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?                   (Репка)

***

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место.

Внутри него не бывает пусто -

Есть мясо или капуста.        (Пирожок)

***

Прямо с полки, за порог

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?..            (Колобок)

***

У неё во рту пила

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в сказку попала.            (Щука)

***

В этой сказке есть девица,

Не простая мастерица!

Царский сын пустил стрелу,

Он нашел ее в лесу!    (Царевна- лягушка)

***

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы, и клёны,

И берёзы бьют поклоны.     (Топор. "Каша из топора")

Тётушка Н.:

Ну, вроде всё собрали. Молодцы ребятки.

А вы знаете с каких слов начинается сказка?    

Дети: (предполагаемый ответ)

Жили - были...  

Тётушка Н.:

А где?  

Дети: (предполагаемый ответ)

В избушке...

Тётушка Н.:

Изба - это дом из брёвен, без гвоздей.  Прорубали окна, крыли крышу, покрывали её соломой. Я приглашаю вас в  нашу избушку сказок.

Тётушка Н.  входит в избу – музей, дети с ней. 

Тётушка Н.:

Пусто в избе.  Хозяев нет... Ну, ничего сейчас исправим...

Тётушка Н. вглядывается в детей берёт одного мальчика за руку, выводит.

Тётушка Н.:

А вот  и  хозяин пришёл.

Быстро одеть на него костюм старика (рубаху, кушак, бороду, шапку).

Тётушка Н.:

Где же твоя бабка?

Мальчика (деда) просят выбрать себе бабку.  На неё одеть костюм (юбку, передник, платок).  «Деду» и «бабке» предлагают встретить гостей, пригласить их присесть. Дети  пытаются  обыграть  этот  момент.

Раздаётся  кудахтанье  курицы (аудиозапись).

Тётушка Н.:

Курочка яичко снесла!

Раз яичко в доме есть,

Почему б его не съесть?

Обыгрывание фрагмента сказки «Курочка Ряба».

Тётушка Н.:

В избе - изба,

На избе - труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.   (Печь)

Дети отгадывают загадку.

Тётушка Н.:

Она и поилица, и кормилица, спасительница от холода.

Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду. На печке сушили рыбку, ягоды, грибы. На ней можно было спать.

В каких сказках упоминалось о печке?

Какой сказочный герой любил валяться на печи?

Дети:

Емеля...

Предложить детям сыграть роль Емели. На героя одеть рубаху, кушак, штаны в заплатках, лапти, дать балалайку. Емеля ложится на печь.

Тётушка Н.:

А вот наш Емелюшка!

Сходил бы ты за дровами!..

Сходил бы ты за водицей!..

Обыгрывание фрагмента сказки с активным участием детей.

Тётушка Н.:

Ох, Емеля, лежебока

Ну сыграй нам хоть немного!

А вы, детки, не сидите

Дружно все вы попляшите.

Предложить ребёнку импровизацию. Можно включить фонограмму. Дети пляшут, Емеля играет на балалайке и поёт.

Тётушка Н.:

Мы так весело плясали

И нисколько не устали...

Только Ваня хочет спать.

Нужно люльку покачать.

Сейчас Алёнушка придёт,

Колыбельную споёт.

Предложить девочке надеть р.н. сарафан, ленту, сесть возле люльки, покачать и спеть колыбельную братишке. Можно использовать фонограмму колыбельной.

Тётушка Н.:

Наш Мишутка загрустил,

Он с утра ни ел, ни пил.

Ну - ка, Маша, не ленись,

Делом ты скорей займись.

Всё в избушке прибери,

По сусекам поскреби,

Пирожков, ты, напеки,

Трёх медведей накорми.

На девочку одеть р.н. сарафан, косыночку. На стол поставить чашку с солёным тестом для лепки. На трёх детей надеть маски медведей.

Тётушка Н.:

Вы, девчата не сидите

Маше быстро помогите...

Всем желающим девочкам одеть передники, косынки, предложить сесть за стол. Из солёного теста они лепят пирожки, булочки...

Тётушка Н.:

И мальчишки поспешите

Стульчик Мишке почините.

Мальчикам одеть фартуки и нарукавники мастеровых, дать отвёртки и предложить прикрутить сиденье к табурету. Под контролем взрослых.

Тётушка Н.:

Чудно время провели

В сказках побывать смогли,

А теперь пора и в путь.

Дома вас родные ждут.

Вы почаще приходите

И друзей с собой ведите  

Какими словами заканчиваются сказки?

Дети:

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец...

Стали жить - поживать да добра наживать...

Звучит р.н. музыка, тётушка Наташа прощается с гостями и угощает их сладостями.

Тётушка Н.:

Угощу, вас, леденцами

Будьте вы все молодцами!

До скорых встреч!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

Экскурсия в интерактивный музей "русской избы"

Этот конспект может использовать любой педагог для знакомства с русской избой....

Статья "Экскурсия в интерактивный музей сказок"

В данной статье расписан ход экскурсии...

Конспект Экскурсия в мини-музей "Теремок сказок"

Экскурсия, которую проводят дети в мини-музее...

Музейная педагогика. Экскурсия в интерактивный музей- театр "По дорогам сказок "(№1)

Первая экскурсия в музей "По дорогам сказок " по теме "Сказки о животных" для детей 5-7 лет,подготовленная совместно с музыкальным руководителем Исаевой Мариной Сергеевной...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...