Картотека "Пальчиковые гимнастики для детей 3-4 лет"
картотека (младшая группа)

Костина Наталья Ивановна

Картотека предназначена для второй младшей группы, содержание по 4 шт на каждый месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_gimnastik.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 121»

Картотека

«Пальчиковые гимнастики для детей 3-4 лет»

Подготовил:
воспитатель
МДОАУ №121                                                          
Костина Н.И.

Оренбург, 2021

Осень. Сентябрь.

1. «Осень».

Ветер по лесу летал,

(дети делают кистями плавные движения вперед – к груди),

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

(поочередно загибают пальцы на руке),

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(встряхивают кистями рук).

2. «В лес по ягоды».

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

За брусникой и за калиной.

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого).

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

3. «Апельсин».

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Эта долька – для ежа
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

4. «Дом».

Стук – стук - по стук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, 

(ладошки над головой)

Вот с такими стенами, 

(ладошки около щечек)

Вот с такими окнами, 

(ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, 

(одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! 

(сцепили ручки) 

Осень. Октябрь.

5. «Засолим капусту».

Мы капусту рубим,   

(резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз),

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим,

(движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки),

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

6. «Домашние и дикие животные».

Зайка – ушки на макушке –     

(руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки»).

Скачет, скачет по опушке

(руки щепотью вниз у груди – «скачет»).

Шёл за ним колючий ёжик,    

(переплели пальцы и пошевелили).

Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса –
Рыжехвостая лиса.

(плавные движения руками перед собой).

7. «Фруктовая ладошка».

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).

Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя).

8. «Мухомор».

Красный-красный мухомор-  

(соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба).

Белых крапинок узор.             

(прямая ладонь от себя – отодвигающий жест).

Ты красивый, но не рвём!      

(погрозили пальчиком).

И в корзинку не берём!          

(одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки   показываем «крапинки»).

Осень. Ноябрь.

9. «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

(«дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой   рук соприкасаются друг с другом).

Ну а к дому путь закрыт.

(правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние

пальцы с соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»)).

Мы ворота открываем,

(ладони разворачиваются параллельно друг другу).

В этот домик приглашаем.

10. «Семья».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

(детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца).

11. «Радуются взрослые и дети».

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,                                                 

(выполнение по образцу за педагогом движений):                                                

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

(на каждую строку  загибают пальчик),

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

(6 строка – сжимать и разжимать кулачок). 

12. «Транспорт».

Будем пальчики сгибать- 

(сжимать и разжимать пальчики).

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,  

(поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца).

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

(сжать пальцы в кулачок, начиная с большого).

Пять видов транспорта назвали.       

Зима. Декабрь.

13. «Ёлочка».

Утром дети удивились,

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

(разводят руки в стороны, подняв плечи).

Ожидали, что угодно,

(сжимают и разжимают пальцы),

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

(руками рисуют в воздухе три круга),

Глазки весело горят,

(закрывают и открывают ладонями глаза),

А перед ними ёлочка

Пушистая, в иголочках.

(хлопают в ладоши).

14. «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

(загибаем пальчики по одному),

Мы с тобой снежок лепили,

(«лепим» двумя руками),

Круглый, крепкий,

(чертим руками круг),

Очень гладкий,

(одной рукой гладим другую),

И совсем, совсем не сладкий.

(грозим пальчиком).

15. «Снеговик».

Мы слепили снежный ком,

(лепим двумя руками комок),

Шляпу сделали на нем,

(соединяем руки в кольцо и кладем на голову),

Нос приделали и вмиг,

(приставляем кулачки к носу),

Получился снеговик.

(обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).

16. «Новый год».

Наступает Новый год!

(хлопаем в ладоши)!

Дети водят хоровод.

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь/наружу).

Висят на елке шарики,

Светятся фонарики. фонарики

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Вот сверкают льдинки,

(сжимать и резко разжимать кулаки по очереди),

Кружатся снежинки.

(легко и плавно двигать кистями).

В гости дед Мороз идет,

(пальцы шагают по коленям или по полу),

Всем подарки он несет.

(трем друг об друга ладони).

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

(хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем):

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

(по очереди массажируем каждый палец).

Зима. Январь.

17. «Снежный ком».

Взяли дети белый ком,                                          

(изображаем ком),

Будем строить снежный дом                               

(движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой,                                           

(имитируем движения «поливаем водой»),

Домик будет ледяной.                                            

оединяем пальцы рук над головой, делаем крышу).

Ком за комом мы кладем,                                   

(ставим кулачок на кулачок).

Вот и вылепили дом.  

исуем в воздухе ладонями домик).

18. «Ветер».

Ветер тучу-мельницу        

(руки поднимаем вверх, изображаем ветер)

Крутит во весь дух,

(крутим ручками, словно мельница).

И на землю стелется   

(руки плавно опускаем сверху вниз)

Белый-белый пух.                               

(встряхиваем ладошки, дуем на них).

19. «Падал снег на порог».

Падал снег на порог,                          

(руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз),

Кот лепил себе пирог.                        

(ладони приставляем к голове, изображая уши).

А пока лепил и пек,                            

(лепим пирог),

Ручейком пирог утек.                        

(ладони соединяем вместе, делаем волнистые движения).

20. «Зимние забавы».

Что зимой мы любим делать?      

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(поочерёдно соединяют большой палец с остальными).

Зима. Февраль.

21. «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

(ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.

(загибание пальчиков, начиная с большего).

Всем хватило зернышек. 

(ритмично сжимают и разжимают кулачки).

22. «Снегирь-малютка».

Вот сидит снегирь-малютка,

(выпрямить большой пальчик и мизинец, а остальные сжать в кулачек).

Ярко-красненькая грудка.

Он головкой мне кивает,

(пошевелить большим пальчиком).

Он мне хвостиком махает.

(пошевелить мизинчиком).

23. «Праздник отцов».

 Сегодня праздник всех отцов,                        

(сжимают и разжимают пальцы).

Всех сыновей, всех кто готов,                      

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                              

(из ладошек делают «домик», руки  прикладывают к сердцу).

Всех нас от бед отгородить!                            

(сжимают и разжимают пальцы).

24. «Обувь».

Обуваем ножки бегать по дорожке.  

(двумя пальцами «шагают» по столу).

Повторяй за мной слова:                    

(сжимают и разжимают пальцы).

Ножка – раз, ножка – два!                  

(ставят два пальца на стол и поднимают по одному).

В магазине покупают                          

(сжимают и разжимают пальцы).

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         

(загибают пальцы на руках).

Любит обувь вся семья.                      

(«шагают» пальцами по столу).

Весна. Март.

25. «Дружба».

Дружат в нашей группе    

(пальцы рук соединяют)

Девочки и мальчики.

(в замок (несколько раз))

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять  

(пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом(

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхивают кистями)  

26. «Мамочка».

Мамочка хорошая,     

(воздушный поцелуй над ладонью).

Мамочка любимая!    

(поцелуй над другой ладонью).

Очень я её люблю,     

(сдуваем с ладони поцелуй).

Поцелуи ей дарю!      

(сдуваем поцелуй с другой ладони).

27. «Мебель».

На кроватке мы поспали,        

(руки под щёку).

Вещи в шкаф уже убрали.        

(свободно двигаем руками – «убираем вещи»).

Мы на стуле посидели 

(ладонью одной руки накрываем кулак другой).

И за столиком поели.                

(вращательные движения рукой с воображаемой ложкой).

28. «Домашние птицы и их детёныши».

Есть у курицы цыплёнок,      

(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца).

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –  

(перебирают пальцы по очереди).

Все красивы, хороши.

Весна. Апрель.

29. «Капель».

Вот уж две недели        

(опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе).

Капают капели.
Снег на солнце тает      

(руки ладонями вниз разведены в стороны).

И ручьём стекает.

(обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону).

30. «Весна».

Стало солнце пригревать,     

(рисуем в воздухе указательным пальцем круг).

И набухли почки. 

(соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты).

Скоро выйдут из земли 

(не меняя положения, поднимаем руки).

Первые цветочки. 

(разводим пальцы в стороны).

31. «Птицы весной».

Как снега растают –       

(пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы).

Птицы прилетают,         

(машем руками, как крыльями).

Гнёзда вьют из веток     

(соединить руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты).

Для птенцов, для деток.     

(руки ладонями вниз разводим в стороны).

32. «Белочка».

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой).

Весна. Май.

33. «Пирог».

Тесто мы месили,  

(делаем вид, будто месим тесто).

Мы пирог лепили

(лепим пирожки).

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп,                                       

(хлопаем в ладоши).

Слепим мы большой пирог! 

(показываем большой пирог).

34. «Мы печем блины».

Испечем с тобою мы

Очень тонкие блины.

(сложить ладошки вместе).

Эти толстые блины

Нам с тобою не нужны.

(развести ручки в стороны).

Будем печь с тобою мы

Только тонкие блины.

(похлопать в ладоши).

35. «Колобок».

Колобок, колобок

Колобок – румяный бок.

(лепим колобок).

По дорожке покатился

И назад не воротился.

(катаем колобок между ладоней).

Встретил мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.

(хлопаем).

У лисы спел на носу,-

Больше нет его в лесу.

(разводим руки в сторону).

36. «Божья коровка».

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облачко.  

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.  

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

Лето. Июнь.

37. «Что такое лето?».

Это много света

(руки изображают круг над головой как солнышко).

Это поле

(разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх).

Это лес

(пальчики изображают деревья).

Это в небе облака

(ладошки показывают фонарики).

Это быстрая река

(ладони изображают волну).

Это яркие цветы

(качаем ладошки по сторонам).

Это вместе: я и ты!

(пальцы сцепляются в замок).

38. «Насекомые».

Дружно пальцы посчитаем.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, мушка.
Вот и жук с зеленым брюшком.

(дети энергично разжимают и сжимаю кулаки).

Это кто же тут звенит?

(сжимается один  пальчик, потом другие поочередно).

Это муха, это жук.
Стрекоза и вот паук.
Ой, а к нам комар летит.
Ну-ка прячьтесь, кыш-кыш-кыш.

(потрясли ладошками перед собой и спрятали ручки за спинку).

39. «Цветы».

Наши желтые цветы,
Распускают лепестки.

(кулачки раскрываются).

Ветер на них дышит,
Лепестки колышет.

(дети машут руками по сторонам).

Вечер наступает.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.

(сложить ладошки).

40. «Ты и Я».

Ты и я, ты и я, 

(указывают пальчиком друг на друга),

Мы с тобой одна семья. 

(кладут руки на плечи друг другу).

Вместе читаем,

(делают «очки»),

Вместе играем, 

(прыгают на одной ноге),

Всегда и во всем мы 

Друзьям помогаем.

(хлопают в ладоши).

Лето. Июль.

41. «Части тела».

У меня есть голова,              

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

(слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела).

42. «Домашние животные».

Вот, убрав царапки,     

(«моем руки»).

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки

(круговые движения ладонью по лицу).

На своей макушке.

(чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки).

 43. «Наш дом».

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

 (разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца).

44. «Игрушки».

Мой весёлый круглый мяч, 

(одной рукой бьём по воображаемому мячу).

Щёки круглые не прячь!      

(смена рук).

Я тебя поймаю,                     

(двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч).

В ручках покатаю!               

(покатали воображаемый мяч между ладоней).

Лето. Август.

45. «Замок».

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог?

(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Покрутили,  

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев),

Потянули,

  

(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены),

Постучали,

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке),

И открыли! 

(расцепляем пальцы)!

46. «Детки».

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы , хороши!

(показывают пальчики, играя с ними).

47. «Паучок».

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки).

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)).

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям).

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)).

Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове).

48. «Теремок».

Стоит в поле теремок

(ладошки домиком).

На дверях висит замок.

(переплетаем пальчики, делаем замочек).

Пришёл котик – коток,

(перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой).

Трык- трок, трык- трок

И открылся замок.

(расцепляем пальчики, трясём руками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика и фитболл гимнастика, для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизникаждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ре...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...