Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Славна богатырями земля русская»
план-конспект занятия (старшая группа)

Заочная экскурсия в «музей живописи»

с использованием интерактивного оборудования

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavna_bogatyryami_zemlya_russkaya.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

(дошкольное отделение «Ёлочка»)

Конспект

по нравственно – патриотическому воспитанию

«Славна богатырями земля русская»

Заочная экскурсия в «музей живописи»

с использованием интерактивного оборудования

в старшей группе

Воспитатели:

Алонова Любовь Дмитриевна

Елисеева Ульяна Александровна

г.о. Электрогорск

2022г.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской через
знакомство с былинной живописью известны художников.

Задачи:

Образовательные: 

- Познакомить детей с былинной живописью К. Васильев, «Настасья Микулишна», Н.К. Рерих, «Илья Муромец», В. М. Васнецова «Богатыри».

- Учить подбирать слова близкие по значению;  узнавать значение новых слов.

- Учить воспринимать и анализировать репродукции картин; отвечать на вопросы.

Развивающие: 

- Способствовать эмоционально – нравственному сопереживанию художественным образам картины, развитию творческого воображения, образного мышления, умение общаться по поводу увиденного.

- Формировать отзывчивость на художественный образ картины, видение единства содержания и средства выразительности сюжета и установления смысловых связей между изображениями объектами. Определять роль рисунка, колорита и композиции и выразительности главной идей картины.

Воспитательные: 

- Воспитывать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям, вызвать любовь и гордость за наших предков – защитников Родины.

Активизация словаря: Настасья Микулишна, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Русь, богатыри, былины. Доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава.

Оборудование: Мольберты с репродукциями картин художников К. Васильев, «Настасья Микулишна», Н.К. Рерих, «Илья Муромец», В. М. Васнецова «Богатыри», интерактивное оборудование, презентация, аудиозапись музыки М.П. Мусорского «Богатырские ворота».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему богатыри. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева.

Ход

Воспитатель и дети старшей группы стоят за дверью в компьютерный класс.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое мужество? 

(Ответы детей: Это смелость).

Воспитатель: Правильно это качество смелых людей. Мы приглашаем вас посетить выставку, где в каждой картине известных художников вы найдете - смелось, силу, стойкость известных вам героев по сказкам и былинам. Хотите посмотреть?

(Ответы детей: Да).

Воспитатель: Тогда  «Если у вас есть мужество дело не будет тяжёлым» ответьте на вопросы «маленькими» словами  «да - нет».      

Воспитатель: Наша родина сильна.  (Ответы детей: Да).
Воспитатель: И у нас она одна.     (Ответы детей: Да).
Воспитатель: На Руси богатыри есть.  (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Им всегда хвала и честь.  (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Илья Муромец герой.           (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Он был самый молодой.      (Ответы детей: Нет). 
Воспитатель: Соловья он победил.        (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Из рогатки  подстрелил.    (Ответы детей: Нет). 
Воспитатель: Алеша Попович тоже герой.  (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Он сильный, смелый, молодой.  (Ответы детей: Да).

Воспитатель: Карабаса в бою победил.       (Ответы детей: Да).
Воспитатель: На самокатах боролись богатыри с врагом.    (Ответы детей: Нет). 
Воспитатель: Они воевали с мечом и копьем.  (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Добрыня Никитич был слабым и хилым.    (Ответы детей: Нет). 
Воспитатель: Он змея сумел победить своей силой.   (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Гордимся мы нашими богатырями. (Ответы детей: Да).
Воспитатель: Хотим ли быть такими же сами. (Ответы детей: Да).
Воспитатель:  Молодцы ребята! Проходите.

Дети входят в компьютерный класс. Воспитатель обращает внимание детей на экран (просмотр презентации).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

(Ответы детей: Большая, огромная, красивая, богатая).

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

(Ответы детей: Богатыри).

Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?

(Ответы детей: Из былин, русских народных сказок, поэм, книги).

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

(Ответы детей: Было).

Воспитатель: Слово былина, произошло от слов «было» и «быль». Былина—это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.

Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть картины о богатырях известны художников.

Дети ходят по залу, рассматривают картины. (1,5-2 минуты). Звучит музыка М.П. Мусорского «Богатырские ворота».

Воспитатель: Ребята, вы сейчас посмотрели картины, скажите, что вы видите общего в этих картинах.

(Ответы детей: Картины по сказкам).

Воспитатель: Совершенно верно, картины, которые мы видим здесь, написаны по сказкам и былинам.

Воспитатель: А кто герои картин?

(Ответы детей: Богатыри).

Воспитатель: Вы внимательно рассмотрели их. Давайте поговорим какие они богатыри.

Игра с мячом.

Воспитатель: У обычного человека рука, а у богатыря – ручища.

Воспитатель: Глаза - (Ответы детей: Глазище).

Воспитатель: Нога - (Ответы детей: Ножища).

Воспитатель: Борода - (Ответы детей: Бородище).

Воспитатель: Нос - (Ответы детей: Носище).

Воспитатель: Рот - (Ответы детей: Ротище).

Воспитатель: Сапоги - (Ответы детей: Сапожище).

Воспитатель: Рубаха - (Ответы детей: Рубашища).

Воспитатель: По сравнению с богатырем все предметы кажутся маленькими. Назовите их:

Воспитатель: - Стол (Ответы детей: Столик).

Воспитатель: - Дом (Ответы детей: Домик).

Воспитатель: - Стул (Ответы детей: Стульчик).

Воспитатель: - Крыльцо (Ответы детей: Крылечко).

Воспитатель: - Окно (Ответы детей: Окошко).

Воспитатель: - Сапог (Ответы детей: Сапожок:).

Воспитатель: - Рубашка (Ответы детей: Рубашечка).

Воспитатель: - Нос (Ответы детей: Носик).

Воспитатель: - Рот (Ответы детей: Ротик).

Воспитатель: - Дверь (Ответы детей: Дверце).

Воспитатель: Богатыри были не только сильными и ловкими, но и смекалистыми. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны глядя на ваши рисунки отгадать какое оружие и какие доспехи спрятаны под значком.  

На рисунках детей прикрепленных на магнитно-маркерной доске воспитатель предварительно прикрыл элементы – оружия и одежду богатырей. Ответив правильно, ребенок снимает значок, удостоверяется в правильности своего ответа.

Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

(Ответы детей: Кольчуга).

Воспитатель: Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. 

(Ответы детей: Шлем).

Воспитатель: Оружие — это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… 

(Ответы детей: Меч).

Воспитатель: Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… 

(Ответы детей: Щит).

Воспитатель: Без него стрела не сможет долететь.

(Ответы детей: Лук).

Воспитатель: Короткий жезл с шарообразной, тяжелой головой.

(Ответы детей: Булава).

Воспитатель: Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

(Ответы детей: Колчан со стрелами, кистень, палица, копье).

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:                      (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,                               (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,                     (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Я назову пословицу, а вам надо будет подобрать к ней картину, подходящую по смыслу. Внимание на экран.

На экране показаны три картины К. Васильев, «Настасья Микулишна», Н.К. Рерих, «Илья Муромец», В.М. Васнецов, Богатыри». Если дети забыли фамилию художника или название,  они могут назвать номер картины.

Воспитатель: Послушайте поговорку. «Было ли мужество – оружие всегда найдется». 

(Ответы детей: (К. Васильев, «Настасья Микулишна», №1).

На экране открывается большая картина К. Васильев, «Настасья Микулишна».

Воспитатель: Народная память благодарно хранит имена своих героев, воительниц и спасительниц от вражьих набегов. Вы рассматриваете картину об одной из таки поляниц. Она так и называется – «Настасья Микулишна», написал ее художник Константин Алексеевич Васильев. Посмотрите на нее внимательно и подумаете, что хотел нам художник рассказать об этой женщине.

(Ответы детей: Она одета в кольчугу, на голове шлем, в правой руке копье с красным древком, а левой она опирается на красный щит).

Воспитатель: Как вы думаете какое у нее настроение?

(Ответы детей: Воинственное).

Воспитатель: Да, воинственное, мы видим, что Настасья Микулишна готова к бою. Посмотрите, у ее ног лежит богатырская перчатка. Куда воительница смотрит, как вы думаете?

(Ответы детей: В даль, где находиться враг).

Воспитатель: Кто сзади нее?

(Ответы детей: Красивый, мощный белый конь).

Воспитатель: Он прислонился к Настасьей как бы подбадривает ее, наклонив голову. Как вы думаете, Настасья Микулишна любит своего коня?

(Ответы детей: Да. Он ухоженный. На лбу лошади красивое украшение. Длинная, белая грива).

Воспитатель: Посмотрите на полотно и подумайте. Почему художник выбрал такое построение - узкий длинный прямоугольник?

(Ответы детей: Чтобы во внимание была Настасья Микулишна).

Воспитатель: Правильно. Наверное, он не хотел отвлекать внимание зрителей от самой влиятельности, показать ее сосредоточенность, собранность перед боем.

Что можно сказать о цветовой тональности картины? Какие здесь использованы цвета?

(Ответы детей: Мы видим сочетание ярких оттенков основных цветов – белый, черно-серый, черный, ярко- красный и светло- коричневый).

Воспитатель: Правильно. Эти оттенки создают ощущения трагичности, напряженности. Ожидания боя.

Воспитатель: Послушайте следующую поговорку. «Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжелым».

(Ответы детей: (Н.К. Рерих, «Илья Муромец», №2).

На экране открывается большая картина Н.К. Рерих, «Илья Муромец».

Воспитатель: На этой картине, написанной художником Николаем Константиновичем Рерихом, Илья Муромец мчится, чтобы освободить от Соловья-разбойника «дорогу прямоезжую». (Такую дорогу часто захватывали враги Руси – половцы, печенеги, хазары, татары. Поэтому очищение их от соловьев разбойников, чинивши разбой на дорогах, приравнивалось народом к подвигу). В былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник «говориться: едет Илья, «его добрый конь да богатырский с горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелкие реченьки, озера промеж ног пускал». А Соловей –разбойник устроил засаду на высоких дубах.

Но Илья взлетел с конем богатырским на высокую гору, взял свой тугой лук разрывчатый, тетиву натянул, стрелу каленую наложил и пустил ее в Соловья-разбойника. А потом спустил его на сыру землю, пристегнул ко правому ко стремени и повез в Киев – град. Так было в былине. Помните?

А сейчас скажите, как нарисовал художник Илью - во что он одет, каков его конь богатырский?

(Ответы детей: Илья нарисован крупно, на переднем плане – прямо перед нами. Конь послушный, верный. Бьет копытом, рвется в бой).

Воспитатель: Что изобразил художник вокруг Ильи? Рассмотрите внимательно.

(Ответы детей: Художник изобразил вокруг Ильи землю- горы, реки, холмы).

Воспитатель: Вас не удивляет. Как нарисовал Николай Константинович Рерих землю? Впечатление такое, что он смотрит на нашу землю откуда-то сверху, из космоса. Вот она показалась ему вся в голубовато-зеленоватых  холмах. А между холмов, у синих рек тут и там стоят города с белокаменными стенами соборами церквями. Вдали, далеко-далеко, виднеется море, на нем кое-где острова. Море нарисовано желтым, наверное, солнце освещает его так ярко. Какие же основные цвета тона использует художник?

(Ответы детей: Синие, голубые тона).

Воспитатель: Сочетание холодных тонов – синих, голубых - с холодными желтыми создает настроение тревожности, опасности. Как вы думаете почему художник так расположил полотно?

(Ответы детей: Чтобы показать всю красоту земли русской).

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Чтобы показать огромность, величественность и красоту земли русской и необходимость ее защищать.

Воспитатель: А вот еще одна поговорка. «Если дружба велика, будет Родина крепка».

(Ответы детей:(В.М. Васнецов, Богатыри», №3).
На экране открывается большая картина В.М. Васнецов, Богатыри».

Воспитатель: Выехали в поле три богатыря – Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец на могучих, сильных конях. Богатыри одеты в доспехи: кольчуга, шлем. А в руках у них оружие: булава, щит, меч, стрелы. Богатыри сильные, бесстрашные, могучие, они защищали русский народ. Мне эта картина очень понравилась, мне бы очень хотелось быть похожей на богатырей.

Посмотрите на картину в целом и скажите, что находится на переднем плане?

(Ответы детей: На переднем плане изображены маленькие елочки).

Воспитатель: Что находится на заднем плане?

(Ответы детей: На заднем плане горы и небо. А в небе клубятся белые тяжелые облака. 

Воспитатель: Какое небо на картине?

(Ответы детей: Облака перемешиваются с тучами).

Воспитатель: Где находятся Богатыри?

(Ответы детей: Богатыри стоят на границе поля и леса).

Воспитатель: Кто знает, как их зовут?

(Ответы детей: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич).

Воспитатель: Что охраняют богатыри?

(Ответы детей: Богатыри охраняют русскую землю, ее границу). 

Воспитатель: Понравилась ли вам эта картина? Почему?

(Ответы детей: Да. Она вызывает чувство гордости, уверенности, что богатыри защитят Родину).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами рассмотрели картины В.М. Васнецова, К. Васильева, Н.К. Рерих. Картины действительно чудесные, мы как будто с вами попали в сказку. Теперь вы знаете, что каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение. Они очень любили родную русскую природу, русские сказки и былины и эту любовь они передали в своих картинах.

Воспитатель: Вы так же, как и художники узнали о богатырях по былинам, а сегодня и по картинам. Я предлагаю и вам собрать воина. Нужно убрать все лишние картинки, чтобы получился образ богатыря.

Игра «Собери богатыря в поход».

На кране детям дается изображение богатыря, доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря и обосновать свой выбор.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Что видели?

(Ответы детей: На экскурсии. Мы велели картины). 

Воспитатель: При помощи чего художники показывают мужество, силу богатырей?

(Ответы детей: При помощи цвета, построения полотен, расположение героев).

Воспитатель: Верно. Вы познакомились с картинами известны художников, кто в них главный герой?

(Ответы детей: Богатыри).

Воспитатель: Кто помнит, как зовут богатырей?

(Ответы детей: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, Настасья Микулишна).

Воспитатель: Что защищали богатыри?

(Ответы детей: Свою Родину. Землю). 

Воспитатель: Кому помогали богатыри?

(Ответы детей: Простым людям).

Воспитатель: С кем сражались богатыри?

(Ответы детей: С врагом).

Воспитатель: Какие они богатыри? 

(Ответы детей: сильные, смелые, мужественные, надежные, добрые, умные, крепкие, ловкие, высокие).

Воспитатель: Ребята, давайте тоже, как и богатыри защищать, беречь свою землю, Родину.

 

Используемая литература

  1. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. «Книга для чтения в д/саду и дома (5-7 лет)». Пособие для воспитателей д/сада. Издательство «Оникс»: 2017 год.
  2. Н.А. Курочкина. «Знакомим детей с живописью». «Сказочно – былинный жанр». (Старший дошкольный возраст 6-7 лет). Учебное наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство- пресс»: 2021год.
  3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры». Программа. Учебно- методическое пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО Издательство «Детство – пресс»: 2016 год.
  4. Л.В Лебедева, И.В. Козина, Т.В. Кулакова, Н.В. Антохина, Т.С. Львова, С.П. Прокопова, Н.Н. Журавлева, И.Н. Чернышова, Т.Л. Богданова. «Обучение дошкольников пересказу». Старшая группа. Учебно- методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»

МКУ «ЦИМО МОУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия       Конспект НОДпо нравственно-патриотическому воспитанию«Богатыри земли русск...

Проект по духовно-нравственному воспитанию юного патриота « Богатыри земли русской – история подвига»

Актуальность ПроектаОдной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)

ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема:  отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа,  о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширя...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Защитники земли русской»

Занятие для детей средней группы поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского на...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Славный город – Смоленск»

Данный проект представляет собой создание новой, более эффективной комплексной работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города ...