Мастер-класс «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»
материал

Цель: формирование  мотивации  у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию речи детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционных игр и игровых упражнений в соответствии с ФГОС ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Усть – Ишимский детский сад №1»

 

 

 

 

Мастер-класс

 «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Юдина И.А..

 

 

 

 

 

с. Усть – Ишим,2022

Цель: формирование  мотивации  у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию речи детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционных игр и игровых упражнений в соответствии с ФГОС ДОО.

Задачи:

  • Раскрыть значение своевременного речевого развития у детей дошкольного возраста.
  • Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми нетрадиционных игр и игровых  упражнений, как средство для развития речи.

Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в психо - речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т.п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Для того чтобы полученные навыки дошкольниками лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея нетрадиционного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решение более широких задач развития речи :

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, так как игра для ребёнка, это:

▪ радость и удовольствие;

▪ способствует становлению целенаправленной деятельности;

▪ способствует развитию речи;

▪ имеет значение для умственного развития.

Этапы знакомства детей с новой игрой:

1 Этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

·  Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

·  Развивать пространственные отношения

·  Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

·  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В своей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи, использую нетрадиционные игры и упражнении. В игру включаю такие задания и упражнения, которые позволяют отследить показатели развития детей(мотивацию, самоорганизацию, эмоциональный настрой ребенка и т.д):

  •      Использование проблемных ситуаций;
  •   Формирование аналитико - синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Символы звуков и их характеристик, графические схемы, мнемотаблицы, дневники исследований.
  •   Активное использование элементов ТРИЗ для развития фразовой и связной речи. Проблемный сюжет, сочинение сказок.
  •    Развитие речевого творчества в процессе совместной деятельности и равноправного партнерства. Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя.
  •    Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников. Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру.
  •    Сочетание двух методов «Микс»: наглядного и словесного, направленных на повышение эффективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа различных моделей, речевого плана воспитателя.
  •   Использование игровых и компьютерных технологий. Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей.

Сегодня предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по теме «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста».

А сейчас предлагаю перейти к практической части мастер – класса и познакомиться с нетрадиционными играми и упражнениями, направленными на развитие речи детей дошкольного возраста.  Рассмотрим несколько вариантов нетрадиционных игр и упражнений, которые мы можем использовать с вами в работе с детьми:

1. Кубик – Блума: способствует развитию критического мышления — т.е., мышления, не принимающего стандарты, развивающегося путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

  • Обозначается тема;
  •  Воспитатель бросает кубик, выпавшая грань определяет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по картинке на грани кубика;
  • Если ребёнок даёт неполный ответ, то остальные дети могут его дополнить и исправить.

Предлагаю  вам с помощью «Кубика - Блума» выбрать животного:«Крутись, вертись, на бочок ложись». Вам нужно составить рассказ о животном по мнемотаблице.

     Вывод: «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах любого вида детской деятельности. Однако наиболее удобно применять приём при обобщении, когда у детей уже есть представление о сути темы.

 2. Эйдо – коллаж:  «Эйдо» или «Эйдотехника» - способ развития механической памяти на слова за счёт обучения способам образного представления запоминаемых слов. 

Коллаж — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.

Предлагаем детям для заучивания стихотворения после его первого прочтения мысленно нарисовать целостную картину. Затем, при повторном прочтении стихотворения предлагаем им изобразить эту картинку с помощью различных фигурок, картинок, трафаретов.

Безусловно, при первом опыте использовании данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера. 

Такую технику можно использовать при чтении детских произведений, что поможет детям лучше «работать» с сюжетом произведения.

Вам предлагается стихотворение Самуила Маршака, закройте глаза, и постарайтесь представить картинку, о чём я буду вам читать:

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- О чём стихотворение?

-Какие слова помогли вам понять, что речь идёт о весне?

-Какие образы вы представили?

Ваша задача, с помощью предложенных картинок, фигурок выложить «сюжет» стихотворения. Работаем все вместе в команде, коллективно и творчески. Получится символический рисунок. При первом опыте использования данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера.  

Такое игровое упражнение можно проводить как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей. Размер «основы» под коллаж будет зависить от количества детей.

        Вывод: С помощью игрового упражнения «Эйдо - коллаж» развиваем основные психические процессы – зрительную и слуховую память, внимание, воображение; ассоциативное и образное мышление; связную речь, мелкую моторику рук; становление эстетического отношения к окружающему миру.

         3. Метод крокирования:  игровое упражнение «Рифмованные кроки»   (от франц. - чертеж, схема, набросок)

 Кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Детям предлагаются схемы - кроки, по которым дети составляют небольшие рифмованные стихи или загадки. При создании рифмованных строк используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

 Предлагаю вам рассмотреть картинки, для этого разделимся на две команды. Опишите, что на ней изображено.Рассмотрите  схему с различными кроками. Определите, что обозначает каждая картинка - крокер на схеме.

Предлагаю вам по предложенным крокам составить рифмованные строки, в той последовательности в которой представлены кроки. Пробуйте подобрать рифмованные слова, обычно это последние картинки – крокеры в строке.

Вывод:  Метод крокирования способствует обогащению активного словаря детей, строить рифмованные предложения, развивает логическое мышление, воображение, память. Этот метод часто используют для запоминания стихотворений и рассказов, которые в последствие нужно пересказать.

4. Игровое упражнение «Заблудившийся предлог»: учить детей правильно употреблять предлоги в предложениях.

  • Рассмотрите картинку;
  • Опишите, что на ней изображено;
  • Внимательно послушайте предложение, выполнить действие с предметом;
  • Определите, какая ошибка была допущена в предложении;
  • Проговорите предложение, употребляя в речи «правильный» предлог.

Вывод: данное игровое упражнение тренирует детей в правильном употреблении предлогов в речи, расширяет активный словарь, развивает память, внимание, мышление.

 Таким образом, предложенные игры и упражнения будут способствовать общему психо - речевому развитию детей дошкольного возраста.  Данные игры универсальны, не требуют дополнительных затрат и времени для их использования, могут дифференцироваться и применятся в различных режимных моментах. Кроме того, такие игры могут усложнятся в зависимости от общих представлений детей об окружающем мире и их индивидуальных особенностей.

Для подведения итогов нашего мастер - класса, предлагаю использовать ПОПС – формулу – это приём, который позволяет определить уровень принятия полученной информации более качественно и одновременно мотивировал бы педагогов на дальнейшее знакомство с предложенным направлением в работе.

Слово ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов. Расшифровываются эти слова так:

П - позиция,

О - объяснение,

П - примеры,

С - суждение.

Теперь слово ПОПС формула уже не кажется таким сложным, не правда ли?

В качестве вспомогательных опорных слов, на которых говорящий может строить свой ответ, ПОПС формула предлагает следующие фразы:

Позиция: «Я считаю, что…»

Объяснение «Потому что...»

Примеры «Я могу это доказать на примере...»

Суждение «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

Так ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой теме.

Уважаемые коллеги, мне было очень приятно работать с вами, надеюсь, что предложенные игры и упражнения были для вас интересны, и вы сможете активно использовать их в своей практике. Спасибо за участие и внимание.

Реклама


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей старшего дошколь...

Доклад для педагогов на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста дома»

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется г...