"Развитие творческой одарённости у детей с ОВЗ на занятиях пластилинографией.
статья

это статья про пластиоинографию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой одарённости у детей с ОВЗ на занятиях пластилинографией

Формирование, творческой активной, самостоятельной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время перед системой образования стоит задача в объединении и интеграции в социум «обычных детей», «одарённых детей» и «детей с ограниченными возможностями здоровья».

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [9]. Детская одарённость – это одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемами её диагностики и развития занимались: Л. С. Выготский, который рассматривал одарённость как «способность к творчеству, обусловленную генетически (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при её отсутствии» [1]. А. М. Матюшкин в «Концепции творческой одарённости» [5] к понятию одарённости подходил именно с точки зрения творческого потенциала индивида, что в основе одарённости лежит не интеллект, а творческий потенциал.

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие психические недостатки или отклонения, создающие трудности в обучении, а состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий [6]. В практике наряду с одарённостью дети могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья, такими как нарушения слуха и речи, физические увечья, проблемы с речью и проблемы в эмоциональном плане.

К главным особенностям таких детей можно отнести физический недостаток, который откладывает свой отпечаток на развитие личности. Они имеют трудности адаптации, не имеют опыт социального общения. Но у большинства детей чрезвычайно выражена творческая мотивация. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны, в то же время могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе, например, выполнять сложные, монотонные действия в течение нескольких часов. Педагогам, работающим с творчески одарёнными детьми, важно понять, что дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований.

Занятия творчеством создают основу для партнёрских отношений и общения взрослого и ребёнка, поскольку последние лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Если ребёнок робок и боязлив, не уверен в своих силах, творческая деятельность позволяет ему выйти из состояния зажатости, справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять нервное напряжение, выразить свои чувства и эмоции. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

В работе важно учитывать и принцип комфортности по отношению к ребёнку. Не рекомендуется педагогу критиковать и требовать точного соблюдения этапов выполнения работы. В процессе работы ребята сами экспериментируют с цветом и техниками исполнения, это учит их сравнивать и анализировать. Возможность права выбора или отказа должны присутствовать на занятиях, это даёт ребёнку большую уверенность и стабильность.

Использование нетрадиционной техники рисования пластилином – пластилинографии – дало положительные результаты в работе с такими детьми, развивая в них творческую одарённость.

Данная техника была предложена и описана Г. Н. Давыдовой в книгах «Пластилинография. Цветочные мотивы» [2], «Пластилинография 2. Анималистическая живопись» [3]. Важность использования данной техники заключается в том, что она позволяет быстро достичь желаемого результата, вносит определённую новизну в деятельность, делая её более увлекательной и интересной, ребёнок понимает, что предложенные задания ему посильны, а неправильно, неверно выполненный элемент можно легко изменить на любой стадии творчества.

Необходимые приложенные физические усилия помогают формировать координацию движений пальцев рук, развивают моторику, речевую и умственную деятельность. Тактильная активность при работе с пластилином влияет на формирование фантазии. Вначале ребятам предлагается несложный сюжет, который они переносят на картон или бумагу для акварели, прорисовывая каждый элемент карандашом. Сложность картин меняется от простого к сложному. Сюжеты усложняются и дополняются различными способами, техниками и приёмами.

Традиционными приёмами остаются скатывание колбасок, шариков, жгутиков, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, примазывание пластилина. Дополняются техниками полного или неполного смешения цветов, наложение и вкрапление одного цвета в другой, создание мраморного рисунка и налепов. Использование в работе стеки позволяет не только передать объём и текстуру картины, но и учит правильно держать её в руках. Мысленное дробление предполагаемой работы на части учит ребёнка анализировать и планировать.

Целесообразно сочетать технику пластилинографии с различными играми малой подвижности, играми на сплочение и взаимодействие. В процессе игр ребята получают положительные эмоции, так как каждая игра сопровождается созданием ситуации успеха, а здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, дыхательная, зрительная, физкультминутки и динамические паузы) помогают переключаться с одного вида работы на другой, снимая мышечное и эмоциональное напряжение.

Таким образом, анализируя результаты проведённой работы с детьми с ОВЗ, можно заметить, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие творческой одарённости и раскрытие личного потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе работы приобретается опыт успешности в конкретной области за счёт своих способностей и трудолюбия.

Приобретение конкретных навыков способствует профессиональному самоопределению, а как следствие – более успешной адаптации в социуме. Развитие координации, согласованности движений пальцев рук, регулирование силы мышечных усилий ведёт к улучшению внимания, памяти и фантазии, вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 16.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. М.: Скрипторий 2003, 2013. 72 с.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: Скрипторий 2003, 2017. 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Развитие творческой одарённости у детей посредством оригами

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному  и положительному воздействию на внутренний мир ребёнка, развитию его способностей. В нём содержатся важные...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

quot;Развитие творческого воображения у детей  дошкольного возраста на занятиях по физической культуре"...

План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

Буклет "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОЙ СТРАНЕ И ГОРДОСТИ ЗА НЕЁ".

Одной из задач логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, является нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны реч...