Реализация технологии социального партнерства семьи и ДОУ
методическая разработка

Краснобаева Алеся Викторовна

В статье представлен опыт социального партнерства  ДОУ  и семьи по формированию у детей основ физической культуры и здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Краснобаева,

МБДОУ «ДС №27» Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад № 27»,

г. Анжеро – Судженск, Кемеровская обл.,

 e-mail:www.alkras1982@mail.ru

Реализация технологии социального партнерства семьи и ДОУ

          В статье представлен опыт социального партнерства  ДОУ  и семьи по формированию у детей основ физической культуры и здорового образа жизни

         Детский сад, семья, сотрудничество.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

          Дошкольное детство – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих - родителей и педагогов.    

        В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, учится осознавать себя полноправным представителем общества. Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2021 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития детей.

         Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка дошкольника. От согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность взаимодействия, но и качество дошкольного образования в детском саду в целом. 

        Цель  детского сада – создание  единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение  родителей в воспитательный процесс. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. 

        Именно поэтому возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

        Для создания эффективной системы работы с родителями  мы определили ряд задач, реализация которых будет способствовать успешному решению поставленной цели:

  • оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка;
  • создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОО через единое информационное пространство;
  • внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и психолого – педагогического партнерства;
  • обеспечение высокого уровня психолого - педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка;
  • привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОО;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросах взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи;
  • формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций;
  • разработка методических материалов, творческих проектов для  проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.

        Основой для социального партнерства педагогов с  семьями воспитанников определили  следующие принципы:

  • Принцип преемственности согласованных действий.
  • Принцип гуманного подхода.
  • Принцип открытости.
  • Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
  • Принцип обратной связи.

        Эффективность реализация технологии социального партнерства семьи и ДОУ требует вариативности форм и направлений работы.  Существуют разные формы организации взаимодействия с родителями. Нам  хотелось так  организовать эту работу, чтобы родители были не только слушателями, но и активными участниками в решении важных вопросов воспитания и развития ребенка, чтобы в процессе ее корректировалась воспитательная позиция и родителей и педагогов.

        Одним из значимых направлений в развитие технологии социального партнерства семьи и ДОУ стало формирование у детей основ физической культуры и здорового образа жизни. Вся работа проходила в несколько этапов.

  • Первый этап «Давайте познакомимся», на котором педагоги предложили родителям заполнить анкету для получения информации об индивидуальных особенностях каждой семьи, её образе жизни и отношению к детскому саду.

        Педагоги проанализировали результаты мониторинга и сделали выводы, что в первую очередь необходимо популяризировать деятельность ДОО по физическому воспитанию и оздоровлению детей. Также предстоит организовать активную информационно-просветительскую и практическую работу по формированию у родителей теоретических и практических знаний в этой области.

         Среди форм взаимодействия с родителями наиболее предпочтительны интерактивные: совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, тренинги, школа физкультуры и здоровья для детей и родителей.

         На втором и последующих этапах, мы перешли непосредственно к решению поставленных задач.

  • Второй этап «Информируем и просвещаем» - этот этап говорит сам за себя, т.е. наша работа заключалась в информировании родителей, о том какие с детьми используются формы и методы работы для развития двигательных умений и навыков.

        На этом этапе, нами были использованы:

  • встречи-дискуссии педагогов с родителями по теме «Современные взгляды на проблему психического и физического здоровья детей»;
  • совместные тренинги по овладению средствами двигательного и коммуникативного контакта с детьми (для совместной двигательно-игровой деятельности);
  • беседы-размышления, направленные на выявление базовых потребностей ребенка для его психофизического благополучия.

        Информационно-просветительскую работу для родителей осуществляли педагоги и старший воспитатель.

        Практическую подготовку проводил инструктор по физической культуре. В ходе совместных занятий в группе физкультуры и здоровья «Здоровей-ка», взрослые осваивали практические навыки по формированию правильной осанки и  профилактике плоскостопия.

        В ходе мастер-классов родители выполняли различные физические упражнения, расширяя тем самым двигательный опыт, и знакомились с физкультурно-игровой средой ДОО. Во время этих встреч педагоги и родители приобрели опыт совместной деятельности, лучше узнали друг друга.

  • На третьем этапе «Вместе веселее!», педагоги и родители применили в совместной двигательно-игровой деятельности полученные знания и умения. Это стало первым шагом по социализации опыта семейного воспитания. Вовлечь родителей в образовательную деятельность помогли совместные образовательные проекты.

        Например, в ходе проекта «Игры из бабушкиного сундучка» родители рассказывали детям, во что любили играть в детстве, знакомили с правилами этих игр и вместе проводили их.  

        Реализуя проект «Папа, мама, я – ГТОшная семья», дети проявляли огромный интерес к тому, как их родители стремятся быть «Быстрее! Выше! Сильнее!».

        В рамках проекта - фотоконкурса «Подтянись к движению» был создан коллаж из фотографий, где дети совместно с родителями делятся своим активным и здоровым отдыхом в свободное время. Лучшие фотографии, которые отобрала экспертная комиссия, были размещены в социальной сети ДОУ. Их авторы получили призы и подарки/дипломы и грамоты.

  • На заключительном этапе — «По секрету всему свету» — педагоги наблюдали за активностью дошкольников и родителей во время различных мероприятий, оценивали на сколько они увлечены и проводили беседы. Для того чтобы поделиться успехами и достижениями, инструктором по физической культуре было создано сообщество на социальной странице ДОУ, «ГТО. Малыш. Здоровье».          

        Благодаря такой работе, большинство родителей высказали заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ по вопросам формирования основ здорового образа жизни. Родители стали охотнее делиться своими спортивными увлечениями с другими и популяризовать здоровый образ жизни среди окружающих.

        Таким образом, говоря о создании социального партнёрства в области физкультуры и здорового образа жизни – мы понимаем, что это кропотливый, но интересный и необходимый труд, который каждому участнику даёт свой положительный результат. Для детей, по мнению родителей, это коммуникабельность, самостоятельность, уверенность в себе и умение быть заботливым и послушным; для родителей, по мнению детей, это умение лучше их понимать; по мнению педагогов – родители и дети стали больше времени проводить вместе, а  в некоторых семьях установились новые спортивные традиции.

Литература

         1.Кочетова, Н. А.  Взаимодействие семьи и ДОУ: методическое  пособие / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина.- Волгоград: издательство Учитель, 2019 г.-218с.- (Методическая работа в ДОУ).- ISBN: 978-5-7057-3512-9.- Текст: непосредственный.

         2. Прищепа, С.С  Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников: методическое  пособие / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. - Москва: издательство Сфера,  2013 г. -128с.- (Библиотека Воспитателя).- ISBN: 9785994907771. - Текст: непосредственный.

        3.Сертакова, Н.М.  Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: методическое  пособие / Н.М. Сертакова; под редакцией Г.П. Попова.– Волгоград: издательство Учитель, 2020г. -203с.- (Дошкольная педагогика).- ISBN: 978-5-7057-3774-1.- Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование деятельности по реализации технологии социального партнерства с родителями». Тема : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!» (средняя группа)

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей.     ...

Статья «Реализации технологии социального партнерства с родителями»

Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...

Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

ФГОС ДОО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...

проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

 Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений  между дошкольным образовате...

Практико-значимый проект на тему «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.

Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный.Тема: «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.Автор: учитель-логопед Тарасова Инна ГеннадьевнаУчастни...

Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями

 Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные прин...

Реализация технологии социального партнерства с родителями Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»

Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные принципы:·...