«Проектирование деятельности по реализации технологии социального партнерства с родителями». Тема : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!» (средняя группа)
проект (средняя группа) по теме

Дыева Олеся Валерьевна

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей.

        Практическая  значимость проекта заключается в том ,что  педагогические коллективы детских садов должны сами проявлять инициативу при организации взаимодействия в микро- и макро социуме. О чем говориться в федеральном государственном образовательном стандарте : третья часть « Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт №3.2.5,подпункт №5 – взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка ,непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность ,в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 3 «Снежинка»

Пушкинского муниципального района

«Проектирование  деятельности по реализации технологии социального партнерства с родителями».

Тема : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым  Я!»

(средняя группа)

                                                                         

                                        Подготовила : воспитатель  Дыева Олеся Валерьевна.

Пушкино 2014год.

        Актуальность темы проекта. Общеизвестно, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума. Именно детскому саду принадлежит ведущая роль в решении этой задачи. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

      Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей.

        Практическая  значимость проекта заключается в том ,что  педагогические коллективы детских садов должны сами проявлять инициативу при организации взаимодействия в микро- и макро социуме. О чем говориться в федеральном государственном образовательном стандарте : третья часть « Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт №3.2.5,подпункт №5 – взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка ,непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность ,в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

      Нельзя забывать и о том, что в первую очередь в проектировании  социокультурного  пространства ДОУ должны принимать участие представители главного института социализации ребенка – его родители   ( Доронова Т.Н. Стратегия согласия //Обруч.- 2012. № 2). Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.

Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители организуют совместную деятельность.

        Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

        Сроки проекта :январь.

        Участники проекта:  дети, родители, педагоги.

  Задачи проекта:

  1.  Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
  2. Содействовать улучшению  детско-родительских взаимоотношений.
  3. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:

  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в социальную культуру  через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родным и близким, окружающим их людям , труду.

          Ожидаемый результат:

  • Формирование у ребенка представлений о себе, своей семье и социальном окружении по средствам улучшения  детско-родительских взаимоотношений.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • Расширение связей ДОУ с социумом.
  • Реализация единого  подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

  1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОЕКТА.

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно больше доверяют школе. Воспитатели же с опаской относятся к взаимодействию с родителями в силу различных причин, к которым можно отнести их социальный статус в обществе и определенную зависимость от родителей в новой экономической ситуации, когда от количества платных дополнительных услуг, зависит их заработная плата. Очевидно, что проблема изменения позиции воспитателей и родителей особенно остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения между ними. Необходимо также учитывать национальные особенности семьи и ее социально-экономическое положение. Социальное партнерство семьи и детского сада необходимо выстраивать на общих интересах, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:

  1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
  2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
  3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
  4. Потребностно-стимулирующие : взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания;  ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социальную, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку семье и ребенку.

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов доу.

1.1 Принципы взаимодействия с родителями.

В связи с выше изложенным можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

        Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении), т. е. умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений (техник), обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения .Кроме того,  эффективность общения зависит и от того, что А.А. Бодалев (1996) называет «коммуникативным ядром личности», под которым он понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами) (Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -  СПб.:  Питер, 2009).

1.2 Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет (средняя группа).

 

        В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

        Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

         Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

         Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

        К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

        Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

          Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

         Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

          Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

          Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

          В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

         Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

         У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

         Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность , соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

         Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.3 Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу .

         Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

          Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоложного пола.

          Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

          Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

          Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

                                                                                                             Приложение 1

                                                                                                             

Реализация проекта:

  • проводим родительское собрание в соответствии с перспективным планом работы с родителями детей средней группы- январь месяц.
  • предлагаем родителям принять участие в проекте :

Тема проекта: «Наша дружная семья! В ней расту счастливым  Я!»

Проект должен быть выполнен совместно с ребёнком.

Может быть выполнен в виде :

-  коллажа (состаять из рисунка с фотографиями и минимальным количеством текста на листе любого формата);

 - маленького фотоальбома(с минимальным количеством текста ,добавлением  фантазийных моментов);

- либо свой вариант (только в соответствии с темой).

В проекте ребенок может представить свою семью (с бабушками и дедушками и конечно теми родственниками кого пожелает),свой досуг (чем любит заниматься ,друзей ,игры ,увлечения ,интересы),всё значимое ,что его окружает.

При работе над проектом необходимо заинтересовать ребёнка в совместном создании проекта о нём и его семье. Это поспособствует налаживанию детско- родительских отношений; повысит успешность ребёнка; поможет систематизировать уже имеющиеся знания и новые; полученные в процессе совместной деятельности ;ребёнок будет гордиться своей семьёй и собой.

Презентовать проект будет сам ребёнок (с помощью родителей).

                                                                                                             Приложение 2

Перспективный план работы с родителями детей               средней  группы на 2014год.

Сентябрь

Родительское собрание на тему: «Здравствуй детский сад!»

Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка  4-5 лет».

Беседа с родителями: «Ребенок и родитель»

Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень».

Октябрь

Семейный клуб. Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?»

Консультация в родительский уголок: «Учим личным примером.»

Анкетирование: «Во что играют наши дети?»

Беседа: «Последовательность в воспитании!»

Ноябрь

Журнал: «Наш родной город.»

Консультация: « Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет.»

Беседа: «Принципы правильного общения с ребёнком.»

Декабрь

Консультация: «Какие игрушки нужны вашим детям!»

Консультация: «Развиваем мелкую моторику ребёнка.»

Совместная художественная деятельность родителей и детей на тему: «Наш новогодний праздник».

Анкетирование «Домашние праздники и традиции.»

Январь

Родительское собрание: « Формирование Я.Личностное развитие ребенка  4-5 лет.»

Проектная работа : Совместная работа  родителей с детьми: «Наша дружная семья! В ней расту счастливым  Я!»

Консультация в родительский уголок: «Нравственно-патриотическое воспитание детей.»

Информация: « Тренинговые  игры и упражнения, направленные на улучшение детско-родительских взаимоотношений.»

Февраль

Консультация в уголок: «Папа самый , самый!»

Анкетирование:  «Моя семья и спорт».

Информация: «Что должно беспокоить родителей в ребёнке!»

Беседа с родителями:  «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Март

Консультация в родительский уголок: «Мини практикум. Рекомендации по организации общения с ребенком.Как дать ребёнкупочувствовать уверенность в себе и вашу поддержку ».

Консультация в уголок для родителей: «Играем с детьми в сюжетные игры.»

Беседа: «Волшебные слова»

Информация: «Витаминный календарь. Весна.»

Апрель

Консультация: «Развитие творческих способностей у дете».

Консультация: «Профилактика детского травматизма».

Беседа: «Соблюдаем режим дня дома».

Анкетирование: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников».

Май

Родительское собрание: «Подведём итоги совместной работы!»

Консультация в родительский уголок: «Скоро лето. Безопасное поведение дошкольника».

Консультация для родителей : «Здоровье ребёнка .Советы по профилактике.»

Беседа: «Развивающие игры летом».

                                                           Июнь

Журнал: «Азбука дорожного движения»

Консультация: «Закаливание ребенка»

Информация: «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».

Информация: «Витаминный календарь. Лето».

Июль

Консультация: «Воспитываем у ребенка доброжелательность.»

Консультация «Солнце ,воздух и вода -наши лучшие друзья!»

Информация: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».

Август

Консультация: «Игра в жизни ребенка».

Консультация: «Прививаем привычку к труду с раннего детства».

Беседа: «Авторитет родителей».

Информация: «Скоро осень. Витаминный календарь».

                                                                                                                         

                                                                                                           Приложение 3

«Нравственно-патриотическое воспитание детей»

                                                                                                   КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей.

     Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Все это укрепляется в ребенке при реализации комплексного подхода в воспитании. Такой подход – это русская культура, которая, во-первых, предлагает, проверенную веками народную методику воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью. В детском саду и в семье необходимо вести работу по нравственно – патриотическому воспитанию: изучать русскую культуру, семейные традиции, быт русского народа, знакомить с русской природой. Основная цель – развитие интереса у дошкольников, формирование представлений о предках, нравственно – патриотические качества. Для осуществления этой цели помогут народные сказки, песни и игры, которые взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. Народная мудрость учит видеть творчество даже в примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Работа с природным и бросовым материалом стимулирует творчество, помогает осмыслить свои трудовые действия, прививает привычку систематического труда. Детям доставляют огромную радость народные праздники, на которых они знакомятся с народной музыкой, историей, обычаями, бытом, костюмами и устным народным творчеством. Народное воспитание применительно уже в раннем возрасте, так как дети в этом возрасте намного восприимчивей, у них быстрей будет развиваться интеллектуальная сторона, заложенная самой природой. Народная пословица гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Поэтому надо начинать работу уже с первых лет жизни малыша от 2-3 лет. Детей знакомим с колыбельными песенками, потешками, которые помогают обучать языку, знакомят с окружающим миром. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Наш путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности.  

                                                                                                           Приложение 3

Нравственное воспитание детей.

«Дети должны стараться делать счастливыми своих товарищей.

Это правило должно быть первым и последним словом всякого воспитания».

Роберт Оуен.

Что же это такое — нравственное воспитание ребенка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема Воспитания.  Ведь, в конечном итоге, от того, каким в нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще как ЧЕЛОВЕК. Именно нравственность включает в себя такие понятия,  как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм — то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны  ежедневно, ежечасно и ежеминутно воспитывать их в ребенке. Кто-то может сказать: «Ерунда! Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение! Воспитывать нравственность необходимо с самых первых шагов ребенка.

«Все начинается с детства», — так говорил авторитетный психолог детских душ, писатель С. Михалков. Очень важно, чтобы человек как можно раньше узнал, как надо поступать в трудные моменты жизни. И не только знал, но уже и поступал, пробовал себя в разных ситуациях. И мы, родители и воспитатели, обязаны помочь ему делать правильный, достойный выбор поведения, должны научить его налаживать человеческие отношения.

В зоне нашего пристального внимания должно быть не только то, как сыто и обуто наше чадо, не только то, как оно развивается физически и интеллектуально, но и то, каков ребенок в коллективе, как он себя ведет.  Отзывчив он или жесток, общителен или замкнут, может ли  оставаться собой в трудной ситуации, спорить, отстаивать себя или будет страдать от одиночества, умеет ли он заботиться о других, жалеть слабых, радуется ли успехам друзей или завидует им. Настоящий педагог обязательно сделает акценты на таких моментах.

Стараясь как можно полнее раскрыть творческий потенциал детей, мы обязаны подумать и о том, как и для чего они будут употреблять в дальнейшем свои способности? Будут ли понимать разницу между добром и злом, и не только понимать, но и руководствоваться этими принципами?

Нравственное воспитание — это процесс непрерывный и всеобъемлющий. Вряд  ли наши дети будут с удовольствием выслушивать доклады и лекции на эту тему, поэтому следует искать наиболее понятные и интересные ребенку формы общения, где можно ненавязчиво, без скучных нотаций, заострять его внимание на нравственных аспектах.  Здесь педагогу лучше всего помогут:  художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы —  то есть все, что делает  детскую жизнь счастливой и наполненной.

                                                                                                             

                                                                                                                                  Приложение 5

Развитие личности РЕБЁНКА 4-5 ЛЕТ.

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь. Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей. На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы. В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем.

                                                             

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1 3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
  3. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010
  4. От рождения до школы. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2012
  5. 14.Телегин М.В. Преимущества советской «Программы обучения и воспитания в детском саду» перед «инновационными» дошкольными образовательными программами // Обучение дошкольников. 2011. №6. Электронный ресурс: http://mtelegin.ru/pedagogika/sovetprog


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Реализации технологии социального партнерства с родителями»

Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...

Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

ФГОС ДОО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...

Практико-значимый проект на тему «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.

Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный.Тема: «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.Автор: учитель-логопед Тарасова Инна ГеннадьевнаУчастни...

Методическая разработка на тему: Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

ФГОС ДОО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...

Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями

 Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные прин...

Реализация технологии социального партнерства с родителями Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»

Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные принципы:·...

«Проект реализации технологии социального партнерства с родителями в подготовительной группе» «Создай свою книгу»

Проблемная ситуация: год от года резко снижается интерес дошкольников к чтению. Воспитателями ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной? Актуал...