Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника
методическая разработка (подготовительная группа)

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239» города Барнаула

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника»

подготовительная к школе группа №6

на 2022/2023 учебный год

Составила воспитатель:

 Городкова О.И.                              

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и

компетентности. Совершенствование условий для формирования у детей

дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей

дорожно-транспортной среде.

Задачи: 

Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.  

Актуальность

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с

появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей

и грузов.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной

промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с

людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтом у проблема безопасного

поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность

проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует

защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая

свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней

происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок

попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных

ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду,

прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста

необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в

транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать

участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же,

школа и другие образовательные учреждения.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила

мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

В результате работы предполагается:

что дети продолжают узнавать об основных источниках и видах

опасности на улице;

об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных

ситуаций на улице;

дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в

потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе

улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил

безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности,

знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные

знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;

использование дидактических игр и упражнений будут способствовать

всестороннему развитию ребенка.

Ожидаемый результат:

1.Имеет представление об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице, в общественном транспорте.

2.Соблюдает правила культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3.Умееют предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4.Умеет проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).

5.Понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

Формы работы:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Наблюдения, прогулки.

3. Игры: настольные, дидактические, строительные, подвижные.

4. Работа с родителями: консультации, памятки, информационные папки передвижки.

5. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа.

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей в подготовительной к школе группе навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. 

Обобщение результатов на педсовете.

План работы по самообразованию

Таблица 1

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение лит-ры,

пополнение РППС

сентябрь

1. Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки.

2. Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.

3. Беседа с детьми об истории транспорта, просмотр иллюстраций.

4. Сюжетно-ролевая игра "Автопарк"

5. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.

6. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.

7. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"

8. «Чтение сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку"

1. Консультация для родителей «Если вы купили ребёнку велосипед».

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002

Пополнение

РППС: иллюстрации о видах транспорта, специальная техника.

октябрь

1. Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

3. Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это.

4. Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

6. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте

8. Игра-викторина "Кто лучше знает правила дорожного движения.

Консультация для родителей «Совместная прогулка детей и родителей».

Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.

Пополнение

РППС:

макет светофора.

ноябрь

1.Беседа с детьми о запрещающих знаках

2.Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина

3.Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.

4. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах"

5. Чтение: С. Волков "Про правила движения"

6. Беседа с детьми о специальных транспортных средствах. Чтение и отгадывание загадок о специальных транспортных средствах.

7. Сюжетно-ролевые игры "Гараж".

Памятка для родителей «Дети и дорога».

Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.

Пополнение

РППС: картотека загадок «Специальные транспортные средства».

декабрь

1. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.

2. Рисование дорожных знаков по желанию.

3. Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

5. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

6. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

 Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.

Пополнение

РППС: картотека «Загадки по ПДД»

январь

1. Беседа «Световые сигналы автомобиля

2. Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»

3. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков

4. Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"

5. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"

6. Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Консультация «Как сделать детей дисциплинированными

пешеходами».

Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Пополнение

РППС: иллюстрации «Виды дорожных знаков»

февраль

1.Беседа о том, где можно и где нельзя играть.

2. Рисование специальных видов транспорта

3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

4. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"

5. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"

6. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

Памятка для родителей «Зимние игры на улице: чем они опасны?»

И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.: Издательский дом «Цветной мир». 2015.

Пополнение

РППС: картотека «Стихотворения по ПДД»

март

 1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

2. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?»

3. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

4. Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.

5. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"

Консультация для родителей «Безопасность ребёнка в твоих руках!»

1. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

апрель

1. Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

2. Беседа «Я и мой велосипед».

3. Загадывание загадок по правилам дорожного движения.

4. Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.

5. Рисование различных марок и видов машин

6. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку

велосипед».

1.Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.

май

1. Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2. Целевая прогулка «Пешеходный переход»

3. Беседа «Виды дорожных знаков»

4. Рисование дорожных знаков : "Пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"

Консультация для родителей «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

1.Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.

2.Н. В. Елжова ПДД в д/ с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.

Литература:

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002

3.        Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.

4.        Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.

5.        П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.

6.        Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

7.        И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.: Издательский дом «Цветной мир». 2015.

8.        О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.        Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей     3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

10.         Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.

11.         Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.

12.Н. В. Елжова ПДД в д/ с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Оптимизировать работу педагога, ориентированную на триаду: педагог, родители, дети и направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

план по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

«Правовая компетентность»«Правовая компетентность»- Закон Российской Федерации № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 79 «...

Отчет по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения правилам дорожного движения несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая...

План работы по повышению профессионального уровня педагога "Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника"

План работы по повышению профессионального уровня педагога "Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника"...

Презентация «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Презентация «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»...