Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»
материал (старшая, подготовительная группа)
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»
Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи: рассказать о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог; привлечь детей к исследовательской работе; учить оказывать помощь, находясь в лесу; продолжать прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.
Интеграция областей: познавательная, речевая, исследовательская, социально-коммуникативная, физическая культура; безопасность жизнидеятельности.
Оборудование: демонстрационный материал «Лекарственные растения», мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, кукла Мальчик – Подорожник, макеты деревьев.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа «Растения-наши друзья», работа с родителями: найти информацию о подорожнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_zanyatie_-podorozhnik_.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Наш доктор — подорожник»
Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи: рассказать о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог; привлечь детей к исследовательской работе; учить оказывать помощь, находясь в лесу; продолжать прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.
Интеграция областей: познавательная, речевая, исследовательская, социально-коммуникативная, физическая культура; безопасность жизнидеятельности.
Оборудование: демонстрационный материал «Лекарственные растения», мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, кукла Мальчик – Подорожник, макеты деревьев.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа «Растения-наши друзья», работа с родителями: найти информацию о подорожнике.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Давайте закроем глаза. Звучит музыка «голоса птиц». А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите вокруг.
Куда мы попали? - Ответы детей - А как вы догадались, что мы попали в лес? Что вам об этом говорит? Что вы слышите? - Ответы детей –
Воспитатель: А еще я слышу, как переговариваются между собой березки и ёлочки, как шепчутся цветочки. Если вы прислушаетесь, то тоже услышите. Ребята, мы гости в этом лесу, а когда приходят в гости, то, что делают? -Ответы детей –
Воспитатель: Давайте и мы поздороваемся.
Здравствуйте, березки, здравствуйте, ёлочки. (Дети здороваются)
Ребята, мы с вами в лесу, в незнакомом месте. А вы знаете как надо вести себя в лесу? Ответы детей….
Дети, посмотрите, а кто это за пенёчком? - Ответы детей –
Что-то очень грустный вид у него как вы думаете, что могло с ним приключиться? Предположения детей (заблудился, устал, поранился)
Воспитатель: Хотите познакомиться и узнать, что с ним случилось? Дети подходят, здороваются, знакомятся и просят рассказать, что с ним случилось.
Я- Лесовичок гулял по лесу, вдруг услышал ваши голоса и побежал к вам на встречу, упал и поранил себе руку. Вот посмотрите.
Воспитатель: Что же нам делать, как помочь ему? - Ответы детей –
Лесовичок: Я слышал, что существует лечебное растение… только вот забыл, как называется… «Поножник…», «Путаложник…», «тьфу…»
Дети: «Подорожник»
Лесовичок: Тьфу ты… ну ты… Точно! Это Подорожник!
Воспитатель: Оглянитесь вокруг и найдите растение, как выглядит подорожник (дети находят карточку и указывают на подорожник). А как вы думаете, можно его сразу приложить его к ранке Лесовичка? Ответы детей. Почему нельзя прикладывать грязный лист? - Ответы детей -
Воспитатель: А, что надо сделать? Ответы детей
Если затрудняются ответить, то воспитатель направляет
Воспитатель: Нужно протереть лист бинтом и приложить его к руке Лесовика.
Лесовик. Спасибо вам, ребята, мне уже стало легче. И за Вашу доброту и помощь, я сотворю волшебство и заколкую Подорожник (Говорит волшебные слова: Эники, бэники, пуффф…превратись и будь нам друг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас теперь появился новый друг «Мальчик - Подорожник».
Лесовичок:Какое замечательное растение - подорожник! И этот маленький мальчик –Подорожник будет вмсете с вами узнавать и изучать этот мир. И раз он обладает лечебными свойствами, то быть ему Доктором в конце своего пути. Удачи тебе, Подорожник!
Воспитатель: Вот так чудеса! Но как приятно, что наш добрый поступок и помощь Лесовичку подарила нам еще одного друга.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать о подорожнике что-то новое?
Дети и воспитатель переходят на полянку.
Воспитатель: Обратите внимание, какого растения больше всего на полянке? А как вы думаете, почему это растение называется подорожником? - Ответы детей -
Воспитатель: А почему он может расти там, где ходят люди, животные, ездят на велосипедах? Посмотрите земля твёрдая, утоптанная, а он растёт? Предлагаю вам рассмотреть растение.
Воспитатель: Дети рассматривают выкопанный подорожник. Обратить внимание на его строение.
Вопросы:
У растения есть стебель? (нет)
Если бы был стебель, то, что с ним случится, если на него наступить? Ответы детей (он бы сломался, а так лист на земле лежит)
Какую форму напоминает лист? - Ответы детей.
Правильно, они овальной формы. Какие листья на ощупь? Ответы детей (очень крепкие, жёсткие, с прожилками).
В. - Прожилки очень важны для подорожника. Если на подорожник наступить, то он прижимается к земле, а потом снова распрямляется. Потому что у него сильные прожилки. В народе, за эти крепкие прожилки на листьях, подорожник и прозвали семижильником. А вы помните, когда срывали подорожник, это было сделать легко или трудно? - Ответы детей –
В старину человека сильного, выносливого называли семижильным.
Воспитатель: А теперь обратим внимание на его корень. На что он похож? Ответы детей…. Корень у подорожника сильный, в землю уходит глубоко. Как вы думаете, почему? (чтобы добраться до воды).
Ну, вот, теперь вам понятно, почему подорожник может расти у дорог? Это очень сильное растение, про него даже стихи сочинили.
Послушайте интересное стихотворение
Лёг пластом у дороги
Разметал руки-ноги,
Его бьют колесом,
Его бьют сапогом,
Ему всё нипочём!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете почему подорожника так много у дороги, как он распространяется? (с помощью семян)
- Ответы детей –
Физминутка:
Цветы к солнцу потянулись высоко (поднялись на носочки, руки вверх)
Стало им приятно и тепло (обняли себя руками)
Ветерок пролетал, стебелёчки качал – (руки перед собой, вправо- влево)
Вправо качнулись - низко нагнулись (наклон вправо, нагнулись вперёд)
Влево качнулись - низко прогнулись (наклон влево, прогнулись назад)
Ветерок, улетай! Ты цветочки не ломай! (отгоняем от себя, грозим пальцем)
Пусть они растут, цветут, людям радость принесут! (Высоко поднимаем руки, разводим в стороны, хлопаем в ладоши)
Воспитатель::- А как вы думаете, мы можем подорожник назвать лекарственным растением? А где его применяют? - Ответы детей -
(Его накладывают на царапины, раны, ожоги, останавливают кровотечение, его соком лечат желудок, укусы насекомых.)
Воспитатель:. Какими словами можно назвать это растение? - Ответы детей – (доктор, царапник, силач, лечебник, ранник, семижильник)
Воспитатель:. Когда люди отправляются в лес, в путешествие, они обязательно должны знать лекарственные растения, и уметь находить их среди других растений. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения? Предположительные ответы детей. (ромашка, подорожник)
Я предлагаю вам поиграем в игру с нашим новым другом Мальчиком-Подорожником «Найди растения»
Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с изображением лекарственных растений, ядовитых, цветов (мать и мачеха, ромашка; яд- пучка,аконит; цвет- мак, васелёк) Лекарственные растения обозначаем синими фишками, ядовитые - красными, цветы - зелёными.
Воспитатель:. Проводит анализ выполненной работы и предлагает послушать стихотворение, которое подготовил для ребят Мальчик-Подорожник
Читает стихотворение Мальчик-Подорожник
Путника друг, подорожник,
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Многим из нас невдомек,
Ты на порезанный палец,
Что отыскалось лекарство
Влажной заплатою лёг.
Тут же, на тропке, у ног.
М-Подорожник: В Самое главное, чтобы вы запомнили:
Если вы с добром и заботой будите относиться к природе, то она вам будет платить тем же. Да и я помогу!
Лесовичок: я рад что вы подружились с Мальчиком –Подорожником и столько всего интересного узнали об этом лекарственном растении, которое помогает нас. Большое спасибо вам за помощь, мне было с вами очень интересно! Я вечно подаю и спотыкаюсь в лесу и меня осенило, я хочу вам подарить две книги «Лекарственные растения» и «Безопасное поведение». Учите с Подорожником новые правила безопасного поведения в окружающем мире. Эти знания вам пригодятся. Ну я побежал в лес.
Дети прощаются с Лесовичком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси
Серия интегрированных занятий...
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Растения весной".
При работе с интерактивной доской, группами детям легче получать и систематизировать знания о растениях, их строении, развитии, сезонных изменениях с ними. В игровой форме воспитывается бережное отнош...
ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой Алтайского края
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, гд...