Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»
материал (старшая, подготовительная группа)

Чуева Анастасия Олеговна

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Лекарственное растение — подорожник»

 

Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи: рассказать о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог; привлечь детей к исследовательской работе; учить оказывать помощь, находясь в лесу; продолжать прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

Интеграция областей: познавательная, речевая, исследовательская, социально-коммуникативная, физическая культура; безопасность жизнидеятельности.

Оборудование: демонстрационный материал «Лекарственные растения», мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, кукла Мальчик – Подорожник, макеты деревьев.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа «Растения-наши друзья»работа с родителями: найти информацию о подорожнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_zanyatie_-podorozhnik_.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:


Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями «Наш доктор — подорожник»

Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи: рассказать о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог; привлечь детей к исследовательской работе; учить оказывать помощь, находясь в лесу; продолжать прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

Интеграция областей: познавательная, речевая, исследовательская, социально-коммуникативная, физическая культура; безопасность жизнидеятельности.

Оборудование: демонстрационный материал «Лекарственные растения», мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, кукла Мальчик – Подорожник, макеты деревьев.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа «Растения-наши друзья», работа с родителями: найти информацию о подорожнике.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Давайте закроем глаза. Звучит музыка «голоса птиц». А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите вокруг.

Куда мы попали? - Ответы детей - А как вы догадались, что мы попали в лес? Что вам об этом говорит? Что вы слышите? - Ответы детей –

Воспитатель: А еще я слышу, как переговариваются между собой березки и ёлочки, как шепчутся цветочки. Если вы прислушаетесь, то тоже услышите. Ребята, мы гости в этом лесу, а когда приходят в гости, то, что делают? -Ответы детей –

Воспитатель: Давайте и мы поздороваемся.

Здравствуйте, березки, здравствуйте, ёлочки. (Дети здороваются)

Ребята, мы с вами в лесу, в незнакомом месте. А вы знаете как надо вести себя в лесу? Ответы детей….

Дети, посмотрите, а кто это за пенёчком? - Ответы детей –

Что-то очень грустный вид у него как вы думаете, что могло с ним приключиться? Предположения детей (заблудился, устал, поранился)

Воспитатель: Хотите познакомиться и узнать, что с ним случилось? Дети подходят, здороваются, знакомятся и просят рассказать, что с ним случилось.

Я- Лесовичок гулял по лесу, вдруг услышал ваши голоса и побежал к вам на встречу, упал и поранил себе руку. Вот посмотрите.

Воспитатель: Что же нам делать, как помочь ему? - Ответы детей –

Лесовичок: Я слышал, что существует лечебное растение… только вот забыл, как называется… «Поножник…», «Путаложник…», «тьфу…»

Дети: «Подорожник»

Лесовичок: Тьфу ты… ну ты… Точно! Это Подорожник!

Воспитатель: Оглянитесь вокруг и найдите растение, как выглядит подорожник (дети находят карточку и указывают на подорожник). А как вы думаете, можно его сразу приложить его к ранке Лесовичка? Ответы детей. Почему нельзя прикладывать грязный лист? - Ответы детей -

Воспитатель: А, что надо сделать? Ответы детей

Если затрудняются ответить, то воспитатель направляет

Воспитатель: Нужно протереть лист бинтом и приложить его к руке Лесовика.

Лесовик. Спасибо вам, ребята, мне уже стало легче. И за Вашу доброту и помощь, я сотворю волшебство и заколкую Подорожник (Говорит волшебные слова: Эники, бэники, пуффф…превратись и будь нам друг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас теперь появился новый друг «Мальчик - Подорожник».

 Лесовичок:Какое замечательное растение - подорожник! И этот маленький мальчик –Подорожник будет вмсете с вами узнавать и изучать этот мир. И раз он обладает лечебными свойствами, то быть ему Доктором в конце своего пути. Удачи тебе, Подорожник!

Воспитатель: Вот так чудеса! Но как приятно, что наш добрый поступок и помощь Лесовичку подарила нам еще одного друга.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать о подорожнике что-то новое?

Дети и воспитатель переходят на полянку.

Воспитатель: Обратите внимание, какого растения больше всего на полянке? А как вы думаете, почему это растение называется подорожником? - Ответы детей -

Воспитатель: А почему он может расти там, где ходят люди, животные, ездят на велосипедах? Посмотрите земля твёрдая, утоптанная, а он растёт? Предлагаю вам рассмотреть растение.

Воспитатель: Дети рассматривают выкопанный подорожник. Обратить внимание на его строение.

Вопросы:

У растения есть стебель? (нет) 

Если бы был стебель, то, что с ним случится, если на него наступить? Ответы детей (он бы сломался, а так лист на земле лежит)

Какую форму напоминает лист? - Ответы детей.

Правильно, они овальной формы. Какие листья на ощупь? Ответы детей (очень крепкие, жёсткие, с прожилками).

В. - Прожилки очень важны для подорожника. Если на подорожник наступить, то он прижимается к земле, а потом снова распрямляется. Потому что у него сильные прожилки. В народе, за эти крепкие прожилки на листьях, подорожник  и прозвали семижильником. А вы помните, когда срывали подорожник, это было сделать легко или трудно? - Ответы детей – 

В старину человека сильного, выносливого называли семижильным.

Воспитатель: А теперь обратим внимание на его корень. На что он похож? Ответы детей…. Корень у подорожника сильный, в землю уходит глубоко. Как вы думаете, почему?  (чтобы добраться до воды).

Ну, вот, теперь вам понятно, почему  подорожник может расти у дорог? Это очень сильное  растение, про него даже стихи сочинили.

Послушайте интересное стихотворение

Лёг пластом у дороги

Разметал руки-ноги,

Его бьют колесом,

Его бьют сапогом,

Ему всё нипочём!

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете почему  подорожника так много у дороги, как он распространяется? (с помощью семян) 

- Ответы детей –

Физминутка:

Цветы к солнцу потянулись высоко (поднялись на носочки, руки вверх)

Стало им приятно и тепло (обняли себя руками)

Ветерок пролетал, стебелёчки качал – (руки перед собой, вправо- влево)

Вправо качнулись - низко нагнулись (наклон вправо, нагнулись вперёд)

Влево качнулись - низко прогнулись (наклон влево, прогнулись назад)

Ветерок, улетай! Ты цветочки не ломай! (отгоняем от себя, грозим пальцем)

Пусть они растут, цветут, людям радость принесут! (Высоко поднимаем руки, разводим в стороны, хлопаем в ладоши)

Воспитатель::- А как вы думаете, мы можем подорожник назвать лекарственным растением? А где его применяют? - Ответы детей -

(Его накладывают на царапины, раны, ожоги, останавливают кровотечение, его соком лечат желудок, укусы насекомых.)

Воспитатель:. Какими словами можно назвать это растение? - Ответы детей – (доктор, царапник, силач, лечебник, ранник, семижильник)

Воспитатель:. Когда люди отправляются в лес, в путешествие, они обязательно должны знать лекарственные растения, и уметь находить их среди других растений. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения? Предположительные ответы детей. (ромашка, подорожник)

Я предлагаю вам поиграем в игру  с нашим новым другом Мальчиком-Подорожником «Найди растения»

Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с изображением  лекарственных растений, ядовитых, цветов (мать и мачеха, ромашка; яд- пучка,аконит; цвет- мак, васелёк)  Лекарственные растения обозначаем синими фишками, ядовитые - красными, цветы - зелёными.

Воспитатель:. Проводит анализ выполненной работы и предлагает послушать стихотворение, которое подготовил для ребят Мальчик-Подорожник

Читает стихотворение Мальчик-Подорожник

Путника друг,  подорожник,

Путника друг,  подорожник,

Скромный, невзрачный листок

Многим из нас невдомек,

Ты на порезанный палец,

Что отыскалось  лекарство

Влажной заплатою лёг.

Тут же, на тропке, у ног.

М-Подорожник: В Самое главное, чтобы вы запомнили:

Если вы с добром и заботой будите относиться к природе, то она вам будет платить тем же. Да и я помогу!

Лесовичок: я рад что вы подружились с Мальчиком –Подорожником и столько всего интересного узнали об этом лекарственном растении, которое помогает нас. Большое спасибо вам за помощь, мне было с вами очень интересно! Я вечно подаю и спотыкаюсь в лесу и меня осенило, я хочу вам подарить две книги «Лекарственные растения» и  «Безопасное поведение». Учите с Подорожником новые правила безопасного поведения в окружающем мире.  Эти знания вам пригодятся. Ну я побежал в лес.

 Дети прощаются с Лесовичком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Растения весной".

При работе с интерактивной доской, группами детям легче получать и систематизировать знания о растениях, их строении, развитии, сезонных изменениях с ними. В игровой форме воспитывается бережное отнош...

ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой Алтайского края

Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, гд...