ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ИГРАМИ.
статья (старшая, подготовительная группа)

представленный материал является опытом работы в рамках реализации задач Федерального проекта "Успех каждого рабенка" в работе с дошкольниками. В работе раскрываются методы, приемы, условия формирования успешности у дошкольников через овладение интеллектуальными играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.intellekt.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ИГРАМИ.

Шикина С.Л., воспитатель СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ с.Подстепки

Аннотация: представленный материал является опытом работы в рамках реализации задач Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в  работе с дошкольниками. В статье раскрываются условия, методы и приемы в формирования успешности у детей 6-7 лет через овладение интеллектуальными играми.

                                          «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

                                          Если их тронуть умелой рукой, они красиво звучат».

                                          В. А. Сухомлинский.

Детская успешность - это  механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

В 2018 году в России запущен федеральный проект «Успех каждого ребенка».

Наш СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ села Подстепки является инновационной площадкой реализации  регионального проекта «Модель развития личностного потенциала дошкольников. «Успех каждого ребенка».

 Цель работы: Создание творческой среды, способствующей самовыражению  и активизации мыслительной деятельности детей.

Задачи нашего проекта:

  • Развитие  интеллектуальных способностей
  • Развитие художественно-эстетических способностей
  • Формирование мотивации детей
  • Расширение кругозора детей
  • Развитие успешности

И мы, для реализации основной цели проекта, с детьми подготовительной группы, постарались создать следующие психолого - педагогические  условия:                                                  

  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс;
  • Опора на внутреннюю мотивацию;
  • Постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, к самостоятельным действиям;
  • Вариативность;
  • Индивидуальный подход;
  • Комплексное развитие всех психических процессов.

        Само понятие «успех» имеет разную трактовку.

  • С социально-психологической точки зрения - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания
  • С психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их.

В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

        В ходе мониторинга детей мы обнаружили, что показатель познавательного развития у большинства детей находится на среднем уровне. Мы стали искать средство, которое способствовало бы более высокому уровню познавательного развития детей. Таким средством явились интеллектуальные игры: такие, как шашки, шахматы. Игра в шахматы активизирует мыслительную деятельность детей, помогает быстрее социализироваться. Если сказать в целом, то шахматы воспитывают характер ребенка. В ходе обучения шахматам ребенок  становится собраннее, самокритичнее; привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

        Плюсы воспитания игрой в шахматы в том, что у детей появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным, помогают чувствовать себя уверенным в окружающем мире.

Дидактические принципы, которые мы использовали:

  1. Игра не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка.
  2. Активизировать включенность каждого  в игровую деятельность, а не пассивное наблюдение со стороны.
  3. Принцип доступности
  4. Принцип психологической комфортности
  5. Принцип вариативности
  6. Принцип творчества

В своей группе, для детей 6-7 лет, на предварительном этапе нашего проекта дети освоили игру в шашки. Затем перешли к более сложной –игре в шахматы. Итогом данной работы явилась организация тренировочных соревнований (турниров внутри группы), а  затем участие в турнирах детского сада, и на уровне региона.

        Так как наши дети  еще на подготовительном этапе  начали знакомство с историей создания шахмат, с правилами игры, некоторым эта игра стала очень интересной, и они вместе с родителями следили за достижениями российских шахматистов. А когда появилась возможность поучаствовать в областном фестивале «Шахматы, шашки – верный путь к успеху», то для желающих пришлось делать отборочный турнир. Это был первый этап участия в фестивале.  Позднее дети с интересом делали шахматные фигуры разного размера и из разного материала, собирали сведения о великих шахматистах и их фотографии, создавали фотовернисажи проходящих турниров, как в России, так и за ее пределами.

        Готовясь к конкурсу, дети смогли поделиться информацией о заинтересовавших шахматистах и турнирах в ходе дискуссии.

        На втором этапе  фестиваля подключилось большее количество  родителей. Они вместе  с детьми поучаствовали в викторине, посвятив этому выходной день, выбрав одно время, договорившись между семьями, чтобы показать результативность всей группы.

        Дети, участвовавшие в викторине, придя в детский сад, поделились своими впечатлениями. И в следующем конкурсе захотели участвовать все дети.  Это был конкурс рисунков.  В группе создали вернисаж «В шахматном королевстве». Ребята использовали различный художественный материал и техники выполнения. Но победителем стало черно-белое изображение, как и сама шахматная доска. Но только рисования детям было мало, они сами стали изготавливать элементы костюмов для постановок спектаклей.

Было нарисовано, примерено огромное количество масок, шапочек, воротников, корон. Это и привело  к созданию костюмов и мини-спектаклей. Ребята сами придумали разные сказки про шахматное королевство и рассказывали их детям старшей группы. Родители присоединились к созданию костюмов для организации праздника в группе. Было проведено  дефиле  костюмов в ходе проекта. Итогом всей работы было создание мультфильма по придуманным детьми сказкам, с использованием рисунков. Фантазия детей разнообразилась. Каждому хотелось, чтобы использовалась его версия мультфильма. От группы собрали рисунки и общую версию мульфильма.  Дети дома показывали младшим созданные мультфильмы и делились друг с другом в социальных сетях. Как итог нашего проекта - овладение такой серьезной игрой, как шахматы,  прошел в непринужденной сказочной атмосфере, интересной детям.

        Участие в данном проекте дало возможность детям проявить свои индивидуальные способности (кто-то рисовал, кто-то рассказывал, создавал костюмы), а главное – все дети поняли, что для освоения такой интересной игрой необходимы знания математики, усидчивость, развитое внимание.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и многие другие ученые мира  пришли в выводу, что именно в пять-десять лет у детей формируется сложный механизм «мысль - слово», «мысль - действие».

А интеллектуальные игры – шашки и шахматы – это очень сильный инструмент в развитии внимания, памяти, мышления, логики, формирования математических представлений дошкольников.

Список литературы:

1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.

2. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»

Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

План самообразованияТема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»...