Гражданско - правовое воспитание детей дошкольного возраста.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация  рекомендована педагогам.  Одной из наиболее важных социальных проблем  сегодня является обеспечение  и защита прав человека, и, в частности, защита прав детей. Целью педагогического процесса  в правовом образовании дошкольников  является формирование основ правового сознания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospit.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста.

 Консультацию  для педагогов подготовила и провела воспитатель Н.И.Коновалова.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе,  к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. 
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:
Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989).  Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В Декларации провозглашаются
права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. 
Одно из наиболее важных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности защита прав ребенка. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Система взаимодействия - это:

- организованное обучение;

-совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей.

Организованная форма обучения включает в себя:

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей включает:

  • Работу с литературой.
  • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Двигательную активность.

В детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с воспитателями.
  3. Работа с родителями.

Работа с детьми.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Формы и методы правового воспитания детей.

Формы работы с детьми:

  1. Специально организованное занятие «О правах, играя». Форма занятий - подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
  2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
  3. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
  4. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

  1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
  3. Дидактические игры: "Я имею право:", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
  4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию  эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
  6. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
  7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
  8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания проводится  совместно с родителями воспитанников. Проводятся  родительские собрания, консультации для родителей «Права ребенка - соблюдение их в семье».

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду. Родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей  угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; 

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; 

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

 Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов: 
1. Информационно-познавательного: знание детей о правах, обязанностях. 
2. Эмоционально-оценочного: оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права. 
3. Поведенческо-деятельностного:  умения реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности. 
Для формирования информационно-познавательного компонента можно провести беседы с детьми о правах и обязанностях. Беседы желательно проводить в следующей последовательности: «Право на имя». Знакомя детей с правом на имя, можно проводить такие игры, как: «Расскажи, что означает твое имя? », «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай». Можно познакомить детей с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия. (Свидетельство о рождении). Далее знакомим со следующими правами: «Право на жилье и его неприкосновенность», «Право на досуг и отдых», «Право на жизнь».  Перед знакомством с правом на образование, можно задать детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться? ». 
Рассматривание иллюстраций, беседы по картинам, по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», наблюдение, решение педагогических ситуаций – направлены формирование эмоционально-оценочного компонента. 
Их цель: расширить знания детей о нравственно-правовых нормах, необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу. 
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, необходимо дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого проводятся такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки». «Стиральная машина».
Все мероприятия с детьми направлены на то, чтобы идеи и принципы Конвенции и другие основополагающие документы о правах детей не только усваивались в их правовом содержании, но и становились для детей нравственной основой непосредственного общения с другими детьми, что и требует от нас ФГОС. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."

Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...

семинара – практикума «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Актуальность: Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений  &ndash...

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»

При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей  группе. Был проведен  подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...