Отчет по теме самообразования :«Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
материал

Отчет по теме самообразования, включает в себя, описание всех занятий проводимых с детьми в течении года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovanie_fattahova_i.f.docx20.73 КБ
Файл otchet_o_samoobrazovanii_1.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование как средство

познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Любой ребенок очень любопытен и открыт к принятию и изучению всего нового. Наша задача поддерживать и развивать их жажду знаний, что в свою очередь приведет к развитию, будь оно  интеллектуальным или эмоциональным. Одним из инструментов для достижения данной задачи служит экспериментальная деятельность.

Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные, в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу.

Затем я определила цели и задачи своей работы.

Цель:

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность, умение экспериментировать, делать выводы, умение устанавливать причинно-следственной связи.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний. Создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы, через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования.

Разработать перспективный план работы с детьми на год.

Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Учебный год

Содержание работы обучения, тема самообразования

Сроки выполнения

Социальный эффект. Предполагаемый результат

(дети)

Результат. Форма представления результата (педагог)

2021 – 2022 г.

Изучение методической литературы.

Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

Октябрь 2021 года

У детей сформировались первоначальные представления об экспериментальной деятельности

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Создана методическая копилка.

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, пипетками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Ноябрь

2021 года

У детей сформировалось представление о роли воды в жизни человека. Человек состоит на 80%  из воды.

Узнают что такое «гидрологический цикл», круговорот воды в природе.

Беседа, консультации для родителей по экспериментированию с водой. Презентация «Роль воды в жизни растений». Игра «Где прячется вода?».

Эксперименты и опыты:

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Декабрь 2021 года

Дети узнают, что воздух не имеет цвета и запаха, но он окружает нас.

Не только людям нужен воздух, но растениям и животным тоже.

Беседа, просмотр иллюстраций.

Проведение экспериментов и опытов:

Можно ли поймать воздух;

Буря в стакане воды;

Попробуем взвесить воздух;

Реактивный шарик;

Воздух невидимка.

Расширение представлений о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. Познакомиться со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый). Учиться устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Январь 2022 года

У детей сформировалось представление что снег, это замершая вода. Что не всякая вода пригодна для питья. Узнали о пользе и вреде снега для людей.

Беседа, проведение экспериментов и опытов:

Что такое снег;

Свойства снега;

Сравнение снега и льда?

Какую пользу приносит снег людям?

Почему снег хрустит?

Почему снег греет?

Игры «Миниатюрные снеговики»; «Снежная пирамида».

Познакомить детей со свойствами песка, глины и камней, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Февраль 2022 года

Дети расширили представление о свойствах песка.

Познакомились с особенностями песка и глины, сравнили, чем они отличаются.

Беседа, презентация «Песок и его свойства».

Проведение экспериментов и опытов:

Свойства мокрого песка;

Волшебный материал;

Где вода?

Ветер – ветерок;

Песчаная буря;

Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.    

Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Март 2022 года

Активизировалось  знание детей об использовании магнита человеком.

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ. Проведение экспериментов и опытов:

Волшебный магнит;

Земля - магнит;

Всё ли притягивает магнит?

Действует ли магнит через другие материалы?

Магниты действуют на расстоянии;

Взаимодействие двух магнитов.

Расширение, формирование и закрепление основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Апрель 2022 года

Сформировалось представление о возникновении бумаги. Расширились знания о свойствах бумаги путем устанавливления причинно-следственной связи.

Беседа, просмотр иллюстраций.

Проведение экспериментов и опытов:

Какая бывает бумага?

Конструирование из бумаги. 

Что быстрее намокнет салфетка или тетрадный лист?

Рвется ли бумага?

Мнется ли бумага и какую бумагу легче смять?

Бумагой и стаканом воды.

Игра «Самый  меткий»

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  5. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Фаттахова Ильнара Фидарисовна Югорск , 2022

Слайд 2

Актуальность Любой ребенок очень любопытен и открыт к принятию и изучению всего нового. Наша задача поддерживать и развивать их жажду знаний, что в свою очередь приведет к развитию, будь оно интеллектуальным или эмоциональным. Одним из инструментов для достижения данной задачи служит экспериментальная деятельность. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания полученные, в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу. Затем я определила цели и задачи своей работы.

Слайд 3

Цель: Помочь в раскрытие удивительного мира экспериментирования, развивать познавательные способности. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний. Создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности. 2. Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы, через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования. 3. Разработать перспективный план работы с детьми на год. 4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Слайд 4

Изучение методической литературы.

Слайд 5

Значение воды в жизни растений Цель: определить потребность в воде у растений. Материал: Стакан с водой, шишка; емкость для рассады, семена апельсина, торфяная таблетка. Ход: В стакан с водой опустить шишку и оставить на несколько часов. В емкость для рассады (с торфяными таблетками) залить водой, дождаться полного впитывания. Затем в землю посадить семена.

Слайд 7

Реактивный шарик Цель: Выявить свойство воздуха понять как может использоваться сила воздуха(движение). Материал: Воздушный шар, нитка, трубочка и скотч; Ход: Надуваем воздушный шар и отпускаем его. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях, запуске ракет.

Слайд 8

Свойства снега Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега; Материал: Снег, поднос, игрушечные машинки; Ход: Снег положили на поднос взять снег в руки и рассказать какой он на ощупь и описать его свойства; На примере опыта показать увеличение тормозного пути игрушечного автомобиля на заснеженной, мокрой поверхности.

Слайд 13

Волшебный магнит Цель: Систематизация знаний о магните уточнения представлений о его свойствах. Материал: Скрепка, нитка, бумага, магнит, коробка из картона. Ход: На коробку положить магнит, а с другой стороны бумажную бабочку прикрепленную к нитке. Благодаря металлической скрепке, создается эффект парения.

Слайд 14

«Теплая и холодная вода» Цель: Изучение свойств бумаги; Материал: Пластиковые стаканы, бумага черного и белого цвета, вода; Ход : Оба стакана наполняем на половину водой, предварительно обклеенные бумагой черного и белого цвета. Оставляем стакан на солнце.

Слайд 15

Во внеурочной деятельности были проведены :

Слайд 16

Шарик - магнит Опыт позволил установить что все предметы имеют определенный электрический заряд который может притягиваться и отталкиваться друг от друга.

Слайд 17

Молочная радуга В ходе опыта установлено, что при добавление в молоко с красителем моющего средства, начинается реакция смешивания их молекул.

Слайд 18

Бурлящая лава Опыт позволил узнать что масло и вода не смешиваются из-за различной плотности. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим как шарики масла бурлят в жидкости .

Слайд 19

Кока-кола Узнали что напиток кока-кола содержит вещества которые пагубно влияют на продукты питания(яйцо, сосиски и молоко), а это значит что она легко может разъесть стенки желудка

Слайд 21

Веселый светофор Химические вещества при смешивание могут менять свет и свои свойства .

Слайд 22

Конструирование Сбор электронного конструктора, который позволяет сформировать знания об электричестве . В процессе создавались: небольшой фонарик и вентилятор, звуковой губок последовательными соединениями ламп и выключателей. Все собранные модели работают от батареек.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...

Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....