пп дидактических игр по развитию речи
материал

пп дидактических игр по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_igr_vo_razvitiyu_rechi.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Перспективный план

дидактических  игр по развитию речи

в подготовительной к школе группе

Неделя

Тема

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

Дидактическая игра «Поздравление  первоклассников по телефону»

Формировать умение детей образовывать формы глагола звонить (звонил, позвонил). Совершенствовать диалогическую форму речи.

2

Дидактическая игра «Узнай по звуку»

Дать детям представление о том, что слово пианино не изменяется

3

р. н. игра «Что ты делаешь?»

Активизировать в речи глаголы и глагольные формы, обозначающие профессиональные действия.

4

Дидактическая игра «Кузовок»

Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные наименования. Соотносить действие с его названием

ОКТЯБРЬ

1

Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям

Формировать умение детей отрабатывать падежных окончаний имён существительных единственного числа. Развивать связную речь. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

2

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Закрепить умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями  мой, моя. Развивать связную речь. Упражнять в падежных окончаниях имён существительных единственного числа.

3

Дидактическая игра «Образуй родственные слова»

Упражнять детей в умении подбирать однокоренные слова

4

Дидактическая игра «Продолжи предложение» Осенью сбрасывают листья дубы (березы, клены, осины, ивы …)

Формирование грамматического строя речи. Упражнять в дополнении предложения.

НОЯБРЬ

1

Дидактическая игра  «Что растёт в саду и огороде?

Совершенствовать умение детей составлять рассказы по моделям

2

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

Согласование существительных с притяжательными местоимениями  мой, моя, моё.  мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Развивать связную речь.

3

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

Формировать умение детей образовывать и употреблять приставочные глаголы. Развивать связную речь. Закрепить навык употребления в речи простых предлогов: на - с, в – из; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных

4

Интервью у врача «Доктор, подскажите»

Познакомить детей с интересной формой работы – интервью. Упражнять детей в умении формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них. Закрепить  умение выражать свои мысли полными предложениями; знания о частях тела.

5

Дидактическая игра «Закончи  предложение»

Совершенствовать умение Подбирать глаголы,  обозначающие  окончания   действий.

ДЕКАБРЬ

1

Дидактическая игра «Мишка - музыкант»

Формировать умение детей соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей. Упражнять в словообразовании.

2

Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Зимушка»

Совершенствовать   умение детей составлять рассказ по сюжетной картине; образовывать родственные слова; образовывать существительные от прилагательных. Развивать связную речь. Активизация  словаря по теме;

3

Дидактическая игра  «Шьем одежду»

Формировать умение детей образовывать простые причастия (шить – шитый,

вязать – вязанный, вышивать- вышитый). Продолжать упражнять детей в умении изменять глаголы по временам и родам (настоящее, прошедшее, будущее) Я ношу, носил, буду носить.

4

Составление рассказа «Как мы играем зимой»

Упражнять детей в словообразовании  (сложные слова: конькобежец - бегает на коньках, саночник- катается на санках, лыжник- катается на лыжах, хоккеист – играет в хоккей, фигурист – занимается фигурным катанием). Закреплять умение детей употреблять дательный падеж имен существительных (клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны…, санки, лыжи, шайба)

ЯНВАРЬ

1

Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; подбирать родственные слова; образовывать глаголы прошедшего времени. Развивать связную речь.

2

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок.

Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа (туфли носит, туфли носят); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению. Развивать связную речь.

3

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

Продолжать формировать умение детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. Упражнять в умении образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Закреплять   употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

4

Дидактическая игра «Зимние забавы и их безопасность»

Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных по теме «Безопасность», согласование прилагательных и числительных с существительными. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Обогащать словарный запас по теме.

ФЕВРАЛЬ

1

Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества)

Формировать умение подбирать противоположные по значению слова. Закреплять знания о родственных связях. Развивать понимание логико- грамматических конструкций. Развивать связную речь. Активизировать речь.

2

Дидактическая игра «О чем еще так говорят»

Уточнить значения многозначных слов (идет –дождь, снег, собака, время .и т.д.)

3

Дидактическая игра «»

Развивать связную речь.

4

Дидактическая игра « Кто служит в армии»

Формировать грамматический строй речи. Закреплять умение детей составлять предложение с предлогом.

Закреплять умение детей подбирать родственные слова. Обогащать словарный запас (пехотинец, лётчик, десантник, танкист, рядовой, матрос)

МАРТ

1

Дидактическая игра «Мама любит наряжаться»

Формировать умение детей образовывать новые слова с помощью приставок. Продолжать упражнять детей в умении образовывать притяжательные прилагательные. Мама- (значит,туфли чьи?, чья?чьё?) мамин (ы). Обогащать словарный запас по теме.

2

Составление описательного рассказа по схеме «Животные холодных стран»

Уточнить с детьми названия Животных Севера. Развивать самостоятельную связную речь. Продолжать упражнять в умении строить монолог   по плану. Упражнять в умении отвечать полным предложением. Развивать связную речь.

3

Пересказ рассказа Л.Толстого

«Котёнок»

Формировать умение детей  образовывать сложные слова; образовывать притяжательные прилагательные. Расширять  словарь антонимов. развивать  навыки словообразования и словоизменения. Развивать связную речь.

4

Пересказ рассказа Б. С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» по мнемотаблице 

Уточнить с детьми названия Животных жарких стран. Развивать самостоятельную связную речь.   Упражнять в умении отвечать полным предложением. Развивать связную речь.

АПРЕЛЬ

1

Дидактическая игра «Это правда или нет?»

Упражнять детей в умении находить неточности в тексте стихотворения. Продолжать формировать грамматический строй речи.

2

Дидактическая игра «Найди нужное слово»

Закрепить умение детей подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу. Ак5тивизировать словарь.

3

Дидактическая игра «Нарисуем картину словами»

Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

4

Дидактическая игра «Придумай сказку»

Совершенствовать умение самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки на заданную тему.

5

Дидактическая игра «Почему так говорят»

Знакомить детей с фразеологизмами.

МАЙ

1

Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой» по мнемотаблице

 Упражнять детей в умении подбирать антонимы к прилагательным и глаголам;  в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.

2

Дидактическая игра «Разложи картинки» по теме «День Победы»

 Упражнять в умении выделять начало и конец действия и правильно называть их. Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия героя. Обогащать словарь (отважный, победитель, героизм, фашизм, война, мир,победа)

3

Дидактическая игра «Отгадай кличку»

Упражнять в умении подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей. Обогащение словаря ( пушистый хвост, хитрый, рыжий, разношерстный, окрас, шерсть)

4

Дидактическая игра « Кем быть?»

 Совершенствовать умения образовывать сравнительные прилагательные по теме «Профессии».

Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов о теме «Профессии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...