Развитие логического мышления у детей
статья

Ловягина Екатерина Александровна

Для ребенка умение мыслить логически включает в себя именно способность анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов. Ежедневно к ребенку через органы чувств поступает огромное количество информации. Взрослые с младенчества учат детей узнавать предметы, понимать различные явления и процессы. Все эти виды деятельности мозг может производить только путем последовательных логических операций.

Предлагая малышу поиграть, мы показываем и рассказываем, как действовать с той или другой игрушкой, что можно проделать с тем или иным предметом. Повторяя за нами и исследуя все вокруг себя, малыш учится сравнивать предметы, выделять у них схожие признаки, узнавать предметы одной группы, делать определенные выводы и выполнять самые простые логические задания. Эти знания очень пригодятся и в школе, где потребуется самостоятельно искать закономерности явлений, делать правильные выводы, и во взрослой жизни, чтобы не теряться в сложных нестандартных ситуациях.

Очень условно можно выделить три этапа в развитии логического мышления у детей: задания с предметами, задания с картинками, устные задания. При решении логической задачи мозг совершает последовательно такие задачи: анализ, вывод, заключение. Родители должны помнить об этом и, занимаясь с ребенком, в обязательном порядке проговаривать свои мысли и комментировать все свои действия. Потому что очень важно объяснять малышам, почему при этой поставленной задаче вы сделали именно такой вывод, а не другой, приняли такое решение, а не другое.

Кроме того, каждое задание должно соответствовать возрасту малыша. Ведь вполне может быть, что еще не сформированы те условно-рефлекторные связи, которые отвечают за умения выполнять сложные логические задания. Например, для решения устных загадок у ребенка уже должно быть хорошо развито образное мышление, а это будет ближе к 4-5 годам.

Многие родители торопятся записать свое дитя в разряд непонятливых, несообразительных. Почему так происходит? Возможно, просто взрослые не знают, как правильно объяснить ребенку, что требуется сделать в определенной логической задачке. Давайте приведем несколько примеров, каким занятиям отдать предпочтение в том или ином возрасте ребенка.

Дети до 3-х лет. В этом возрасте активно развивается мелкая моторика, поэтому предлагайте вашим малышам веселые задания, где потребуется:

  • сортировать предметы «на кучки» в зависимости от их цвета, формы, материала;
  • классифицировать предметы по общему признаку и разделять карточки с их изображением (фрукты и овощи, обувь и одежда, посуда и мебель);
  • составлять картинку из отдельных частей. Для начала будет хорошо делать такое задание: квадратную картинку из старого журнала наклеить на картон, потом разрезать на четыре части и показать малышу, как ее сложить правильно. В продаже есть наборы из 4-х кубиков с изображением героев мультфильмов - это тоже годится.

Детям очень нравится в этом возрасте вместе с родителями рассматривать сюжетные картинки в книжках, где изображены разные ситуации из жизни: дети играют в песочнице, мама делает покупки в магазине, семья занимается уборкой.

Дети 3-5 лет. Занимайтесь с конструкторами (кубики, лего, мозаика). Это поможет сформировать у ребенка способность к логическому синтезу. Малыш учится с помощью объемных фигур повторять заданную тему - по вашему примеру или по картинке-инструкции, а также придумывать новые образы. И тут активно развивается творческое мышление.

Примеры логических упражнений для этого возраста:

  • исключить из ряда лишний предмет, который не соответствует признакам группы, например, среди машин кораблик, среди фруктов печенье;
  • повторить логическую цепочку (изучить свойство ритма): выложить из заранее заготовленных картинок или нарисовать в альбоме последовательный ряд фигур, например, круг, овал, квадрат, треугольник. Начинать надо с двух фигур, постепенно увеличивая их количество. Потом усложнить задачу, попросив определить, какой фигуры не хватает в ряду;

- научить образному логическому мышлению: загадывать загадки обычные и с подвохом. Например. Что теплее шубы? Две шубы. У кого голова дорога? У коровы - есть голова да рога.

Предложите детям разрисовать картинки-раскраски, простые и со многими деталями, где определенной цифре соответствует свой цвет. Есть такие задания с картинками, где надо определить, где, чей хвостик у нарисованных животных, какую заплатку «пришить» на платье, ориентируясь по форме контуров или помочь герою пройти по лабиринту и добраться до выхода.

Дети 6-7 лет. Следует активно тренировать образное мышление и учить решать задачки в уме. Развитию логики в этом возрасте способствуют игры в различные настольные игры - шахматы, шашки, складывание пазлов и сложных конструкторов из множества мелких деталей, сборные игрушки и головоломки. Обращайте внимание детей на явления в окружающем мире и учите устанавливать причинно-следственные связи, моделируя будущие события. Например, обсуждайте, что будет, если в доме случится пожар.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...