Сообщение «Закрепления и углубления инновационных технологий по толерантности, через театрализованную игру по РНС «Теремок на новый лад»»
методическая разработка (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Можно сказать, что работа по воспитанию толерантности у дошкольников ведется постоянно. Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях, и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА №14

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»

Сообщение

«Закрепления и углубления инновационных технологий по толерантности, через театрализованную игру по РНС «Теремок на новый лад»»

Воспитатель:

Карлик Светлана Анатольевна

высшая квалификационная категория;

ГМО «Традиционные подходы

и инновационные технологии в работе с детьми

по художественно – эстетическому развитию»

29 ноября 2022г.

г.о. Электрогорск 2022г.

(Слайд 2)

   Можно сказать, что работа по воспитанию толерантности у дошкольников ведется постоянно. Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях, и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений.

   Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело подставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, справедливость, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

   Театрализованная деятельность – способ приобщения к духовному богатству. И что очень важно – не только к духовному богатству нашего народа, но и народов других республик, входящих в состав России, народов ближнего зарубежья, народов зарубежных стран. Через сказки мы можем знакомить с культурой, бытом, обычаями других национальностей, что очень важно для воспитания толерантного отношения, поведения у наших воспитанников.

(Слайд 3)

Сказки воспитывают у ребенка умение правильно общаться, уважать окружающих, быть благодарным и т.д.

   Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается материал из опыта работы по театрализованной игре РНС «Теремок на новый лад».

   Для того чтобы реализовать задачи по воспитанию толерантности у дошкольников, воспитателю надо внимательно отнестись к выбору сказки и к работе над ней. Свой выбор, я остановила на РНС «Теремок», тк считаю, что именно эта сказка сближает животных, которые являются героями многих сказок народов мира.

    Для поддержания интереса детей, мы РНС «Теремок» переделали на новый лад. Мы с детьми решили поиграть в «Отель» под названием «Теремок», куда приезжали звери из разных сказок народов мира, в национальных костюмах.

(Слайд 4)

   Работа по подготовке и развитию театрализованной игры «Теремок на новый лад» шла по определённому плану.

Знакомство с национальными костюмами (украинском, узбекском, азербайджанском, мордовском, ненецком).

(Слайд 5)

   Знакомство с национальной выпечкой этих народов (пироги, блины, чебуреки, вареники, лепёшки)

(Слайд 6)

   Предварительная работа по каждой сказке (РНС «Теремок», «Колобок»; украинской народной сказке «Рукавичка», узбекской народной сказке «Волк и лиса», азербайджанской народной сказке «Осёл и лиса», мордовской народной сказке «Лиса и кот», ненецкой народной сказке «Оленёнок»).

1.Рассматривание иллюстраций, беседы о персонажах.

2.Отгадывание и придумывание загадок об этих персонажах (для выявления типичных, характерных признаков).

3.Индивидуальные беседы с детьми по сказке.

4.Проведение подводящих упражнений и тренингов (речевые и пантомимические средства для определения образа).

5.Обучение приемам работы с различными видами театров.

6.Инсценировка любой части сказки.

7.Инсценировка всей сказки.

Участие детей в с-р игре «Отель».

(Слайд 7)

  И так театрализованная игра по РНС «Теремок на новый лад» начинается с того, что воспитатель обращает внимание детей на то, во что они одеты и для чего. (Дети одеты в национальные костюмы разных народов).

(Слайд 8)

   Затем дети с помочью отгадывания загадки про теремок, открывают сундучок, и воспитатель раздаёт всем медальоны с изображением животных из разных сказок.

   Детям предлагается поиграть в театрализованную игру «Теремок на новый лад». «Теремок» - это название отеля, в котором бы хотели поселится звери из разных сказок.

Раздаются роли.

(Слайд 9)

Прибывают звери в отель «Теремок» на автобусе, приезжая из разных стран.

(Слайд 10)

   Бежит мимо мышка – норушка, в русском национальном костюме. Увидела «Теремок», да и поселилась в нём и стала администратором отеля.

(Слайд 11)

   Сначала прибыли звери из украинской народной сказки «Рукавичка», затем из узбекской народной сказке «Волк и лиса», азербайджанской народной сказке «Осёл и лиса», мордовской народной сказке «Лиса и кот», ненецкой народной сказке «Оленёнок», РНС «Колобок».

Пока прибывают звери и мышка их оформляет, уже прибывшие звери обустраивают отель (кто на стол накрывает, кто книжный уголок оформляет, кто тренажёрный зал обустраивает.

(Слайд 12)

   Дружно живут звери в теремке.  Песни поют, хороводы водят.

Звери в «Теремке» ещё друг друга угощают национальной выпечкой, которую сами и приготовили (предварительная работа по рисованию).

Звери из РНС «Колобок» пирогами. Звери из УНС «Рукавичка варениками. Звери из УНС «Волк и лиса» лепёшками. Звери из АНС «Осёл и лиса» гутабами (чебуреками). Звери из ННС «Оленёнок» оладьями. Звери из МНС «Лиса и кот» блинами.

(Слайд 13)

   Идет обсуждение сказки с детьми: как относились звери друг к другу?

Ответы детей: (доброжелательно, с уважением)

После обсуждения все пришли к выводу, что звери из разных сказок были добрые, злые, хитрые, сильные и слабые. Но в нашей сказке, все звери были дружные. Они вместе играли и радовались друг другу. Так и в жизни, мы все должны жить дружно, уважать и помогать друг другу.

Таким образом, театрализованная деятельность, которая способствует социально-эмоциональному развитию ребенка, поможет развить у него толерантное отношение, толерантное поведение с окружающими.

Сценарий театрализованной игры «Теремок «на новый лад.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения), «Речевое развитие» (связная речь, приобщение к художественной литературе), «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни), «Художественно-эстетическое развитие» (предметное рисование).

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Цель: Развитие уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей, через разыгрывание театрализованной игры по РНС «Теремок» на новый лад.

Задачи:

Образовательные:

1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе по отношению к людям иной национальности.

2.Формирование готовности детей к совместной деятельности во время театрализованной игры «Теремок».

3.Расширять представления о правилах поведения в отеле.

4.Продолжать развивать речь как средство общения.

Развивающие:

1.Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, во время разыгрывания театрализованной игры «Теремок».

2.Развивать умение поддерживать беседу между детьми, во время нахождения героев сказки в «теремке».

3.Совершенствовать диалогическую форму речи, во время общения администратора с гостями.

Воспитательные:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей.

2.Воспитывать привычку сообща играть, самостоятельно находить общие интересные занятия.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: Дети с уважением и доброжелательностью относятся к людям разных национальностей.

Предварительная работа: Знакомство с национальными костюмами: русским, украинским, узбекским, азербайджанским, ненецким, мордовским. Чтение сказок: РНС «Теремок», «Колобок, УНС «Рукавичка», УНС «Волк и лиса», АНС «Осёл и лиса», МНС «Лиса и кот», ННС «Оленёнок», беседа по содержанию сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Отгадывание загадок. Слушание аудиозаписи сказок. Драматизация сказок. С-р игра «Отель». Раскрашивание мыльными пузырями раскрасок с нац. выпечкой.  .

Словарная работа: администратор, гутабы (чебуреки).

Материалы и оборудование: -демонстрационный: сундучок, атрибуты для драматизации РНС «Теремок» на новый лад (Отель Теремок), каравай.

- раздаточный: национальные костюмы; медальоны с изображением животных; «паспорта животных».

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. Какие же вы сегодня красивые, нарядные. Во что же вы все одеты?

Ответы детей: (в национальные костюмы народов проживающих в России)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете для чего же мы сегодня так нарядились?

Ответы детей: (что бы поиграть в сказки)

Воспитатель Ребята, посмотрите, что я для вас сегодня принесла.

(Воспитатель обращает внимание детей на сундучок)

А сундучок то – не простой, он волшебный – вот какой!

Интересно, что в нём? (воспитатель пытается открыть, но он не открывается) Может сказка?

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик?

Ответы детей: (Теремок)

(Воспитатель с детьми заглядывает в сундучок и находит там медальоны животных из сказок)

Воспитатель: А хотели бы вы превратиться в героев этой сказки и поиграть?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам поиграть в РНС Теремок, но на новый лад. Теремок наш не простой, а отель для животных и зверей.

Воспитатель: Ребята, т.к. сказка «Теремок» у нас на новый лад, я предлагаю вам, что бы наш теремок стал отелем. А гости нашего отеля будут звери из сказок разных стран. Давайте представим, что звери прибыли из далека и очень хотели бы поселиться в нашем отеле «Теремок».

(Распределение ролей)

Воспитатель: Теремок – это какая сказка??

Ответы детей: (русская народная сказка)

Воспитатель: Кто первым увидел теремок?

Ответы детей: (Мышка)

Воспитатель: Кто из девочек одет в русский национальный костюм?

Ответы детей: (Лера и Злата)

Воспитатель: А вот мы сейчас узнаем, у кого лучше получится быть администратором отеля теремок.

(Дети по очереди имитируют роль администратора и приглашают в теремок. Выбирается мышка-норушка)

Воспитатель: А теперь давайте выберем гостей из народных сказок народов проживающих в России. А какую украинскую народную сказку вы знаете?

Ответы детей: (Рукавичка)

Воспитатель: Следующими из гостей теремка давайте будут герои украинской народной сказки «Рукавичка». Кто у нас в украинских народных костюмах?

Ответы детей: (Маргарита, Милена, Алсу, Артём Г., Ярослав, Миша Б., Паша Б.)

(Воспитатель обращается к детям, одетым в украинские народные костюмы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие роли из УНС «Рукавичка» вам бы подошли?

Ответы детей: (Милена –мышка погрызушка, Маргарита – лягушка квакушка, Алсу – лисичка сестричка, Паша Б. зайчик-побегайчик, Ярослав волк, Артём – кабан клыкан, Миша Б. медведь)

Воспитатель: А какую узбекскую народную сказку вы знаете?

Ответы детей: (Волк и лиса)

Воспитатель: Следующими из гостей теремка давайте будут герои узбекской народной сказки «Волк и лиса». Кто у нас в узбекских народных костюмах?

Ответы детей:(Варя и Матвей)

(Воспитатель обращается к детям, одетым в узбекские народные костюмы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие роли из УНС «Волк и лиса» вам бы подошли?

Ответы детей: (Матвей– волк, Варя - лиса)

Воспитатель: А какую азербайджанскую народную сказку вы знаете?

Ответы детей: (Осёл и лиса)

Воспитатель: Следующими из гостей теремка давайте будут герои азербайджанской народной сказки «Осёл и лиса». Кто у нас в азербайджанских народных костюмах?

Ответы детей:(Егор, Асиман  и Маша)

(Воспитатель обращается к детям, одетым в азербайджанские народные костюмы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие роли из АНС «Осёл и лиса» вам бы подошли?

Ответы детей: (Егор– волк, Асиман лев, Маша - лиса)

Воспитатель: А какую мордовскую народную сказку вы знаете?

Ответы детей: (Лиса и кот)

Воспитатель: Следующими из гостей теремка давайте будут герои мордовской народной сказки «Лиса и кот». Кто у нас в мордовских народных костюмах?

Ответы детей:(Лера В. и Миша Л.)

(Воспитатель обращается к детям, одетым в мордовские народные костюмы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие роли из МНС «Лиса и кот» вам бы подошли?

Ответы детей: (Лера – лиса, Миша Л. – кот)

Воспитатель: А какую ненецкую народную сказку вы знаете?

Ответы детей: (Оленёнок)

Воспитатель: Следующими из гостей теремка давайте будут герои ненецкой народной сказки «Оленёнок». Кто у нас в ненецких народных костюмах?

Ответы детей:(Глеб и Артём Н. )

(Воспитатель обращается к детям, одетым в ненецкие народные костюмы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие роли из ННС «Оленёнок» вам бы подошли?

Ответы детей: (Глеб – оленёнок, Артём - волк)

Воспитатель: А какие русские народные сказки вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Следующими из гостей теремка давайте будут герои русской народной сказки «Колобок». Кто у нас в русских народных костюмах?

Ответы детей:( )

(Воспитатель обращается к детям, одетым в русские народные костюмы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие роли из РНС «Колобок» вам бы подошли?

Ответы детей: (Игорь – заяц, Андрей – волк, Арсений – медведь, Злата - лиса)

 (Воспитатель просит расставить атрибуты для игры)

Воспитатель: Я сегодня буду в роли рассказчика.

Сказка "ТЕРЕМОК"

Рассказчик (воспитатель): Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Кто в невысоком живет?

Рассказчик: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и решила организовать отель для животных и зверей.

Пришли к терему звери из украинской народной сказки «Рукавичка», и стали просится в «Теремок».

Звери из УНС «Рукавичка»: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка, а вы кто?

Звери из УНС «Рукавичка»: я мышка-поскребушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, я волчишко-братишка, я кабан-клыкан, я топтыга-медведь.

Пришли мы из Украины. Очень устали с дороги. Пустите отдохнуть.

Мышка: Добро пожаловать гости дорогие! Проходите, отдохните.

Рассказчик: Немного погодя, новые гости на пороге.

Пришли к терему звери из узбекской народной сказки «Волк и лиса», и стали просится в «Теремок».

Звери из УНС «Волк и лиса»: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка, а вы кто?

Звери из УНС «Волк и лиса»: я волк, я лиса.

Пришли мы из Узбекистана. Очень устали с дороги. Пустите отдохнуть.

Мышка: Добро пожаловать гости дорогие! Проходите, отдохните.

Рассказчик: Немного погодя, новые гости на пороге.

Пришли к терему звери из азербайджанской народной сказки «Осёл и лиса», и стали просится в «Теремок».

Звери из АНС «Осёл и лиса»: я осёл, я лиса, я лев.

Пришли мы из Азербайджана. Очень устали с дороги. Пустите отдохнуть.

Мышка: Добро пожаловать гости дорогие! Проходите, отдохните.

Рассказчик: Немного погодя, новые гости на пороге.

Пришли к терему звери из мордовской народной сказки «Лиса и кот», и стали просится в «Теремок».

Звери из МНС «Лиса и кот»:  я лиса, я кот.

Пришли мы из Мордовии. Очень устали с дороги. Пустите отдохнуть.

Мышка: Добро пожаловать гости дорогие! Проходите, отдохните.

Рассказчик: Немного погодя, новые гости на пороге.

Пришли к терему звери из ненецкой народной сказки «Оленёнок», и стали просится в «Теремок».

Звери из ННС «Оленёнок»: я оленёнок, я волк.

Пришли мы из Ненецкого автономного округа. Очень устали с дороги. Пустите отдохнуть.

Мышка: Добро пожаловать гости дорогие! Проходите, отдохните.

Рассказчик: Немного погодя, новые гости на пороге.

Пришли к терему звери из русской народной сказки «Колобок», и стали просится в «Теремок».

Звери из РНС «Колобок»: я заяц, я волк, я медведь, я лиса.

Путешествовали мы по России. Очень устали с дороги. Пустите отдохнуть.

Мышка: Добро пожаловать гости дорогие! Проходите, отдохните.

Рассказчик: Дружно живут звери в теремке.  Песни поют, хороводы водят.

Хоровод дружбы

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

Рассказчик: Ребята, звери в «Теремке» ещё друг друга угощают национальной выпечкой, которую мы с вами приготовили.

Звери из РНС «Колобок» пироги пекут. Звери из УНС «Рукавичка вареники лепят. Звери из УНС «Волк и лиса» лепёшки жарят. Звери из АНС «Осёл и лиса» гутабы (чебуреки) жарят. Звери из ННС «Оленёнок» оладьи жарят. Звери из МНС «Лиса и кот» блины мордовские пекут.

Какую нетрадиционную технику рисования мы использовали при раскрашивании выпечки?

Ответы детей: (рисование мыльными пузырями). 

Пригласила мышка тогда всех зверей к столу, полакомится национальной выпечкой разных народов.

Мышка: Проходите гости дорогие за стол, да отведайте наше угощение.

Рассказчик: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Рефлексия.

Воспитатель: Ну что вам понравилось играть в сказку «Теремок» на новый лад?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а как относились звери в сказке друг к другу?

Ответы детей: (доброжелательно, с уважением)

Воспитатель: Правильно ребята. Наши звери были из разных сказок. Они были добрые, злые, хитрые, сильные и слабые. Но в нашей сказке, все звери были дружные. Они вместе играли и радовались друг другу. Так и в жизни, мы все должны жить дружно, уважать и помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Конспект НОД по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке «Теремок» во второй младшей группе

Цель:·        формировать умение детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей;·        учить передавать эмоци...

Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...

Новая инновационная технология в работе с дошкольниками-игра – геокешинг "Поможем лесовичку"

Сегодня перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, думающие, любознательное.Использование инновационных технологий открывает новые ...

Методическая разработка «Технология развивающего обучения через театрализованную игру дошкольников»

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, ...

Материал для педагогов: Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок»

Конспект  открытого  занятия по коммуникативному и речевому  развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки  «Теремок».Цель:способствовать формиров...

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...