Статья "Детские страхи"
статья (старшая группа)

Петрова Мария Сергеевна

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

 

Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

 

Актуальность темы определена тем, что эмоциональная сфера ребёнка тесно связана с развитием его познавательных процессов. При этом у детей в дошкольном возрасте возникают страхи, которые негативным образом сказывается на развитии личности.

 

Содержательная часть. Детский страх - специфический (возрастной) страх, возникающий у ребёнка. Дети часто боятся явлений, которые, как правило, не вызывают страха у взрослого человека (например, темноты, героев сказок). Возникновение детских страхов связано с разными причинами, в том числе с внешней средой (например, с запретами со стороны взрослых, которые ребёнку непонятны, внушение со стороны других детей)

Негативные эмоциональные состояния влияют на поведение человека и характер его деятельности.  Современная социально - информационная среда, в которой протекает развитие ребёнка 5-7 лет, способствует возникновению у него негативных эмоциональных состояний. Появление негативных эмоциональных состояний у требует особого внимания и своевременной коррекции. Спектр негативных эмоциональных состояний, типичных для детей 5-7 лет широк и включает в себя - страх, фобии, агрессию, тревожность, фрустрацию и многое другое. [3, с.92]

Эмоциональная сфера в 5-7 лет отличается легкой отзывчивостью на происходящие действия и окрашенностью восприятия, а также непосредственностью и открытостью собственных переживаний - веселья, уныния, боязни, наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Дети плохо умеют понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции: мимика и чувства других часто воспринимаются неверно, что может стать причиной неадекватных реакций, вызвать у детей чувство страха и агрессии. Поэтому формирование положительных эмоций у детей 5-7 лет и своевременная их коррекция является важным звеном благоприятного развития личности. [2, с.49]

Страхи у дошкольников - достаточно распространенный негативный фактор в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень многообразны. Понимание опасности, ее осознание складывается в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некие нейтральные для ребенка раздражители поэтапно начинают оказывать угрожающее воздействие. Как правило в подобных ситуациях говорится о наличии травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты). Однако большее распространение имеют страхи, приобретенные посредством внушения. Их источником являются взрослые, которые окружают ребенка, и непроизвольно закладывают в сознание ребенка страх, подчеркнуто, с яркими эмоциями указывая на возможную опасность. [4, с.187]

Необходимо отличать состояние тревоги от переживания страха. В отличие от страха тревога - это переживание неясной и отдаленной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является боязнь смерти. Страх умереть - это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Её точкой отсчета является рождение, тайна которого узнается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов. [1, с.174]

Для каждого возрастного периода есть объекты действительности, соответственные области, благодаря которым возникает повышенная тревога и страх большинства детей, и это не зависит от реальности угрозы или тревожности, как устойчивого образования. «Возрастные пики» появляются вследствие наиболее значительных социогенных потребностей. В «возрастные пики страха и тревожности», тревожность выступает как неконструктивная, которая провоцирует развитие таких состояний, как паника и уныние. Ребёнок становится неуверенным, сомневающимся в себе.

Детский страх имеет несколько отличий от взрослого страха. Основными считаются два отличия:

  • Детский страх носит временный характер;
  • Причиной детского страха являются возрастные особенности развития.

Детский страх удерживает ребёнка от опасных и необдуманных поступков. Вместе с тем страх задерживает развитие личности ребёнка, вызывает у него пониженную самооценку, тормозит творческую деятельность и приводит к повышенной тревожности.

 

Литература

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  2. Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
  4. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_detskie_strahi.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

Актуальность темы определена тем, что эмоциональная сфера ребёнка тесно связана с развитием его познавательных процессов. При этом у детей в дошкольном возрасте возникают страхи, которые негативным образом сказывается на развитии личности.

Содержательная часть. Детский страх - специфический (возрастной) страх, возникающий у ребёнка. Дети часто боятся явлений, которые, как правило, не вызывают страха у взрослого человека (например, темноты, героев сказок). Возникновение детских страхов связано с разными причинами, в том числе с внешней средой (например, с запретами со стороны взрослых, которые ребёнку непонятны, внушение со стороны других детей)

Негативные эмоциональные состояния влияют на поведение человека и характер его деятельности.  Современная социально - информационная среда, в которой протекает развитие ребёнка 5-7 лет, способствует возникновению у него негативных эмоциональных состояний. Появление негативных эмоциональных состояний у требует особого внимания и своевременной коррекции. Спектр негативных эмоциональных состояний, типичных для детей 5-7 лет широк и включает в себя - страх, фобии, агрессию, тревожность, фрустрацию и многое другое. [3, с.92]

Эмоциональная сфера в 5-7 лет отличается легкой отзывчивостью на происходящие действия и окрашенностью восприятия, а также непосредственностью и открытостью собственных переживаний - веселья, уныния, боязни, наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Дети плохо умеют понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции: мимика и чувства других часто воспринимаются неверно, что может стать причиной неадекватных реакций, вызвать у детей чувство страха и агрессии. Поэтому формирование положительных эмоций у детей 5-7 лет и своевременная их коррекция является важным звеном благоприятного развития личности. [2, с.49]

Страхи у дошкольников - достаточно распространенный негативный фактор в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень многообразны. Понимание опасности, ее осознание складывается в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некие нейтральные для ребенка раздражители поэтапно начинают оказывать угрожающее воздействие. Как правило в подобных ситуациях говорится о наличии травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты). Однако большее распространение имеют страхи, приобретенные посредством внушения. Их источником являются взрослые, которые окружают ребенка, и непроизвольно закладывают в сознание ребенка страх, подчеркнуто, с яркими эмоциями указывая на возможную опасность. [4, с.187]

Необходимо отличать состояние тревоги от переживания страха. В отличие от страха тревога - это переживание неясной и отдаленной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является боязнь смерти. Страх умереть - это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Её точкой отсчета является рождение, тайна которого узнается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов. [1, с.174]

Для каждого возрастного периода есть объекты действительности, соответственные области, благодаря которым возникает повышенная тревога и страх большинства детей, и это не зависит от реальности угрозы или тревожности, как устойчивого образования. «Возрастные пики» появляются вследствие наиболее значительных социогенных потребностей. В «возрастные пики страха и тревожности», тревожность выступает как неконструктивная, которая провоцирует развитие таких состояний, как паника и уныние. Ребёнок становится неуверенным, сомневающимся в себе.

Детский страх имеет несколько отличий от взрослого страха. Основными считаются два отличия:

  • Детский страх носит временный характер;
  • Причиной детского страха являются возрастные особенности развития.

Детский страх удерживает ребёнка от опасных и необдуманных поступков. Вместе с тем страх задерживает развитие личности ребёнка, вызывает у него пониженную самооценку, тормозит творческую деятельность и приводит к повышенной тревожности.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  2. Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
  4. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....