Проект "Ягоды лесные и садовые"
проект (подготовительная группа)

Ноздрина Ирина Анатольевна

Проектная деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Ягоды лесные и садовые"35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Администрации муниципального образования –

Городской округ Жуковский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

Проектная деятельность

по познавательно-творческому развитию

с воспитанниками

подготовительной группы № 12 (ТНР)

по теме

«Ягоды лесные и садовые»

                                                Ответственные:

                                                Крогульская Е.А. – учитель-логопед

                                                высшей квалификационной категории

                                                             Ноздрина И.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                            Зоткина О.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                

г.о. Жуковский

2022 г.

Проект «Ягоды лесные и садовые»

Типы и виды проекта:

по видам деятельности: познавательно-творческий;

по составу участников и их объединению: групповой, с привлечением родителей;

по срокам проведения: краткосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2022 г.

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы № 12 (16 человек);
  • педагоги (3 человека);
  • родители (32 человека).

Актуальность проекта:

Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) к 6-ти годам в недостаточной степени имеются представления о разнообразии ягод, о том, где и как они растут, об их пользе. Знания и представления детей о ягодах отрывочны, противоречивы и поверхностны. Чтобы знания воспитанников были более обширными, необходимо не только познакомить детей с ягодами, но и научить владеть общими понятиями, уметь описывать растение, а также максимально обогатить знания и представления о различных ягодах (садовых, лесных, ядовитых), их свойствах, пользе для природы и человека; развивать связную речь, творческие способности, экспериментальную деятельность.

Цель проекта: формировать представление детей о многообразии ягод средствами разных видов деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • расширить и обобщить знания воспитанников о садовых, лесных и ядовитых ягодах;
  • формировать у детей представления о пользе и вреде ягод.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
  • способствовать повышению речевой активности детей;
  • развивать творческое мышление в создании образа ягод (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательное восприятие;
  • способствовать развитию познавательной активности, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе;
  • воспитывать уважительное отношение к труду людей, которые разводят, ухаживают за ягодниками, собирают и заготавливают ягоды;
  • приобщать родителей воспитанников к совместной творческой деятельности с детьми.

Гипотеза:

Знания детей о разнообразии ягод, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний. 

Проблема: недостаточные знания детей о ягодах.

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

  • повысится уровень профессионального мастерства;
  • будут заложены основы партнерских отношений с родителями воспитанников.

Для детей:

  • обогатятся знания детей о садовых, лесных и ядовитых ягодах;
  • сформируются представления о пользе и вреде ягод;
  • сформируется бережное отношение к окружающей природе;
  • обогатится словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, связная речь будет обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями;
  • разовьется желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
  • повысится речевая активность;
  • разовьется творческое мышление в создании образа ягод;
  • разовьется мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, осязание и тактильно-двигательное восприятие, познавательна активность, мышление, воображение, фантазия, творческие способности и коммуникативные навыки;
  • сформируются умения отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной);
  • у детей будет наблюдаться бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Для родителей:

  • родители воспитанников будут приобщены к совместной творческой деятельности с детьми;
  • родители воспитанников получат модель творческого взаимодействия с детьми и педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам трудового воспитания и воспитания здорового образа жизни своих детей.

План реализации проекта:

I этап. Подготовительный

  1. Определение темы исследования.
  2. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
  3. Составить перспективный план мероприятий.
  4. Подобрать методическую литературу по данной теме.
  5. Разработать конспекты занятий, экскурсий.
  6. Подобрать детскую художественную литературу, настольно – печатные и дидактические игры.
  7. Подобрать репродукции картин; иллюстрации, фотографии, плакаты о ягодах; муляжи ягод.
  8. Подобрать пословицы, поговорки, рассказы, стихи, загадки, пальчиковые гимнастики, физминутки, упражнения на координацию речи с движением о ягодах.
  9. Подготовить материалы для продуктивной деятельности (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
  10. Подобрать аудиозаписи: песни о ягодах.
  11. Изготовить разрезные картинки по теме «Ягоды».
  12.  Оформить презентации:

II этап. Реализация проекта

Познавательное развитие.

  • Цикл наблюдений на огороде за клубникой.
  • Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай ягоды», «Каких ягод больше?», «Которая по счёту?», «Расположи ягоды от самой большой до самой маленькой» и т.д.
  • Дидактические игры «Собери картинку», «4-й лишний», «От какого кустика ягода», игры с ягодами «Дорожка из ягод».
  • Просмотр презентаций: «Садовые ягоды», «Лесные ягоды».
  • Исследовательская деятельность: «Окрашивание при помощи ягод», «Волшебное превращение», «Свойства ягодки».
  • Рассматривание ягод на иллюстрациях в книгах, энциклопедиях, журналах.  
  • Рассматривание образцов хохломской росписи с растительными узорами «Ягоды».

Речевое развитие:

  • Речевые игры: «Узнай по описанию», «Расскажи-ка», «Один-много», «Подбери признак», «Подбери родственные слова», «Чего не стало?», «Чего много?», «Какой? Какая? Какое?», «Посчитай – 1 – 2 – 5».
  • Отгадывание загадок.
  • Чтение и заучивание наизусть стихотворений о ягодах.
  • Рассматривание репродукций картин: Николая Рачкова «Девочка с ягодами», Василия Тимофеева «Девочка с ягодами» и составление описательных рассказов по ним;
  • Чтение К. Ушинский «Четыре желания»; В. Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква» (из книги «Лесная мозаика»), Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
  • Беседы с демонстрацией иллюстраций: «Садовые и лесные ягоды», «Осторожно – ядовитые ягоды!», «Путешествие        в          сад».
  • Ситуативные беседы:

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Магазин», «Хозяюшки», «Найди ягодке пару», «Съедобное - несъедобное», «Сложи картинку», «Назови ягоды садовые».
  • Настольные игры: «Лото».
  • Работа в парах по составлению разрезных картинок из 6 – 8 частей по теме.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование: «Гроздь винограда».
  • Раскрашивание картинок с изображением ягод.
  • Аппликация: «Кустик клубники».
  • Пластилинография: «Веточка красной смородины».
  • Лепка: «Угощение для куклы».
  • Музыка: прослушивание песни «Подарки лета», «Ягодка-малинка» (хороводная).

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Назови ягоду» (с мячом), «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги», «Мы по ягоды пойдем», «Медведь в малиннике».
  • Физкультминутки и упражнения на координацию речи с движением: «А в лесу растёт черника», «За малиной», «По ягоды», «Лето».
  • Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Мы корзиночки несём».

Трудовое воспитание:

  • Выращивание клубники на огороде детского сада.

   

     III этап. Итоговый

  • Детские презентации о ягодах.
  • Видеоролик.
  • Презентация проекта.

     Взаимодействие с родителями:

  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
  • Папки-передвижки «Осторожно – ядовитые ягоды!», «Польза и вред ягод для детей».
  • Оформление для родителей стенда с детскими творческими работами по теме проекта.
  • Подготовка фотографий по теме для презентации.
  • Рекомендация родителям художественной литературы по теме для прочтения.
  • Презентация для родителей и детей дошкольного возраста
    (на сайте в контакте).
  • Предложить родителям воспитанников создать презентацию про ягоду (у каждого воспитанника своя ягода).

Продукт проекта:

  • Детские презентации о ягодах.
  • Презентация проекта.
  • Видеоролик.

Анализ работы над проектом

В ходе проекта дети научились владеть общими понятиями, описывать растение, используя в речи прилагательные, наречия и глаголы, а также максимально обогатились знания и представления о различных ягодах (садовых, лесных, ядовитых), их свойствах, пользе для природы и человека, ее использовании в личных целях, в медицине; развилась связная речь, творческие способности, воспитанники научились наблюдать за ягодами. Научились замечать и любоваться красотой ягод в разное время года, передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.  

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме.

        Укрепилось сотрудничество детей и педагогов с родителями. 

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Список используемой литературы

  1. Вера Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – ФГОС. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 208 с.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  3. Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (развитие и воспитание дошкольника).
  5. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – ил.
  6. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы. –  Издательство: Владос, 2015 г. – 71 с.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
  8. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
  9. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:
  10. Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик ДОМ. ХХI век, 2009. – 186 с. – («Азбука развития»).
  11.  Шорыгина Т.А. «Ягоды. Какие они»; М.; Мозаика-Синтез, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. Загадки про ягоды для детей 5-7 лет с ответами https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-pro-jagody-dlja-detei-5-7-let-s-otvetami.html
  2. Физкультминутки про ягоды https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-yagody.html
  3. Ягоды на картинах художников. Ягодная живопись. https://yavarda.ru/yagoda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Ягоды лесные и садовые"Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

В данной презентации подобраны упражнения по лексической теме "Ягоды". При выполнении предложенных упражнений у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной...

Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

Закрепить понятие детей о лесных и садовых ягодах....

экологический проект "ЯГОДЫ ЛЕСНЫЕ И САДОВЫЕ"

формировать представление деей о ягодах лесных и садовых...

Электронное пособие "Лесные и садовые ягоды"

При помощи этого пособия педагог может познакомить ребенка с названиями и видом ягод, где они произрастают, что можно приготовить из ягод; формировать навыки словоизменения и словообразования, употреб...

Лесные и садовые ягоды

Презентация для дошкольников...

Проект Познавательно – творческий на тему: «Лесные и садовые ягоды» с детьми 4-5 лет

Паспорт проекта Вид проекта: познавательно - творческий.Тип проекта: информационно-творческий. Продолжительность проекта – краткосрочныйОбъект исследования – лесные и садовые яго...

Ягоды: лесные и садовые

Занятие-презентация по развитию речи по теме: Ягоды - лесные и садовые....