Требования к развивающей предметно-пространственной среде
материал

Шевченко Надежда Владимировна

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2.Развивающая        предметно-пространственная        среда        должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.Развивающая        предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;

● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

● учёт возрастных особенностей детей.

4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной Программы дошкольной организации. Насыщенность среды предполагает наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал, служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. В организации пространства необходимо гибкое и вариативное его использование исходящее из эргономических (разумно, удобно и красиво) требований к жизнедеятельности:        антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Использование цветосветового и звукового дизайна; создание композиции        предметной     и        игровой        среды, предусматривающей обеспечение личного пространства для ребенка, системы подвижных и кривых зеркал. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе,        расходными игровым, спортивным,        оздоровительным оборудованием,        инвентарём        (в    соответствии со спецификой образовательной Программы). Организация образовательного пространства        и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы дети могут передвигать в удобное для них место, и в соответствии со своими интересами.

Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

● наличие        полифункциональных        (не        обладающих        жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской        игре).     Важно        иметь        большое     количество «подручных» материалов веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Вариативность среды предполагает:

● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых        предметов, стимулирующих        игровую,

двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

● исправность и сохранность материалов и оборудования.

Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным. Создаются три предметных пространства, отвечающих масштабам действий рук ребёнка (масштаб "глаз – рука"), его роста и предметного мира взрослых.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, а углы должны быть закрыты. Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО

Одной из главных составляющих образовательного процесса в ДОО является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Чиновники попытались стандартизировать и указанную часть дошкольного образов...

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Это презентация к докладу на семинаре для воспитателей ДОУ....

Презентация к педсовету "Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС"

Материал по развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ в соответствии с ФГОС....

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....