Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Сохраняя себя»
материал

Хлопкова Наталья Владимировна

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie_trening.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

«Сохраняя себя»

  1. Приветствие
  2. Вводная часть

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. И сегодня  наша с вами встреча будет направлена на практическое применение способов сохранения этих ресурсов, сохранения себя, как личности, как человека, в котором нуждаются ваши близкие.

Упражнение 1. «Кто Я»

Для начала я предлагаю вам выполнить упражнение «Кто я?». Возьмите ручки и листочки и попробуйте дать 5-7 определений своего «Я». Кто вы прежде всего, какая вы? А теперь посмотрите на свой список и ответьте на вопрос – то, что вы написали, на сегодняшний день это реальная Вы или все-таки идеальная (такая, какую бы вы хотели видеть)? Что стоит на первом месте? Какая ваша социальная роль? Ощущаете ли вы гармонию, читая свой список? Какую позицию вам хотелось бы подтянуть наверх? Что провисает? Если это есть, то перед вами то, с чем нужно работать в первую очередь. И вы знаете, как это делать уже на подсознательном уровне, потому что вы это написали.

Упражнение 2. «Приоритеты»

Выпишите на листок те сферы своей жизни, которые вы считаете для себя приоритетными, без которых ваша жизнь будет не полной. Пусть их будет 8.

  1. Семьяhttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1329105/pub_5cb56a3403be7000b456bc17_5cb83b1f683de900be9f1e5d/scale_1200
  2. Здоровье
  3. Работа, карьера
  4. Хобби, увлечения
  5. Деньги
  6. Друзья
  7. Личностный рост
  8. Слава, признание
  9. Дом, бытовые условия, комфорт
  10. Самореализация
  11. Социальный статус
  12. Любовь, отношения

А теперь оцените по 10-бальной шкале каждую выбранную вами сферу. Закрасьте до нужной отметки каждый сектор в колесе. Это колесо вашего жизненного баланса. В идеале оно должно быть круглым и каждая сфера должна быть вами оценена не ниже 5-тизначной отметки. Где провисает? Что не дает вам ощущать гармонию в своей жизни?

На самом деле, всё, что происходит с нами в жизни, мы способны контролировать и как минимум извлекать из этого уроки. И как бы это банально не звучало, пока мы с вами живем, мы способны менять свою жизнь и самих себя.

Упражнение 3. «Дайте слово подсознанию»

А сейчас я попрошу вас расслабиться и приготовить своё воображение к плодотворной работе. Будем визуализировать. Это упражнение на работу вашего подсознания.

МУЗЫКА.

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, теперь выдох. Вдох, выдох...

Представьте, что вы гуляете по лесу. Посмотрите внимательно, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?

Вы идёте дальше и вдруг замечаете в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?

Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?

Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?

Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?

Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно... есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?

Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т.п.)? Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.

На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит... вам. Из чего она сделана и что за надпись?

Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?

Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?

Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?

Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?

Вам хорошо и спокойно. Посчитайте до трёх и откройте глаза

Интерпретация.

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.

Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.

Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства

Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.

Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.

Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).

Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.

Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.

Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.

Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.

И ещё... То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота), то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении, откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.

Упражнение 4. «Я в лучах солнца»

Цель: повышения самооценки, настроения, настрой на позитив.

Инструкция: На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение 5. «Добрые советы»

А сейчас мы с вами немного окунемся в прошлое. Вспомните свое детство. Самое большое разочарование, обиду, потрясение, свое состояние на тот момент. Представьте, что вы сейчас встретили эту девочку (то есть себя). Что бы вы ей сказали сегодня относительно той ситуации?

Теперь вы в юности. Вспомните, ваша первая негативная мысль, связанная с тем временем. Что бы вы сказали сегодня? Какой совет ей дали? Что бы вы для неё сделали?

А теперь подумайте о самом негативном моменте вашей настоящей жизни, сейчас и представьте, что вам 80. Что бы вы сказали себе сегодняшней с высоты прожитых лет?

Зачитываем свои высказывания. Это можно взять за девиз к вашей жизни. Или за призыв к переменам, к действию.

Упражнение «Выбор»

Тренер: Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Кто определился с ответом на вопрос, попрошу занять свои места рядом с соответствующими надписями.

Интерпретация:

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы - то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

***

Следующий способ саморегуляции – это физиологическая саморегуляция.

«Болезни души неотделимы от болезней тела». Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» - он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Способы физиологической саморегуляции:

Различные движения потягивания и расслабления мышц

Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.

Сейчас мы с вами постараемся снять психическое напряжение и поможет нам в этом танец. Вытанцуйте из себя весь негатив, всё напряжение, все переживания и тревоги. Сбросьте их со своего тела.

***

Упражнение «Кинопроба»

Тренер: Все мы обращаем внимание на то что думают о нас другие. Но никогда не задумываемся, а что мы сами для себя значим? Давайте попробуем перечислить пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь. Затем выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

***

Сокровище в сундуке. Зеркало.

***

И на последок хотелось бы сказать, что в сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру и тогда гармония будет внутри вас. И не наступит эмоционального выгорания.

Берегите себя для себя! Благодарю всех за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Цель:Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристикамиОпределение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.Анализ...

Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального выгорания

Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального выгорания . Доверие.   Цель:  Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...