План Самообразования «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
материал (подготовительная группа)

Гусарова Анжела Валентиновна

План  работы по самообразованию с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniyu.docx595.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 207»

Г. Саратов

                     План по самообразованию

«Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

https://fs.znanio.ru/methodology/images/00/2c/002c1d518ca572ac89af99168e4fa9f34b9643cc.jpg

                                                                      Подготовила : воспитатель

                                                                        подготовительной группы

                                                                                 Гусарова А.В.

Тема: «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

Актуальность.

Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.

 Цель: Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - Совершенствовать технические умения и навыки рисования; 

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  •  обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  •  игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения:

 специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

План работы:

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1.

«Чудесный букет»

«Монотипия»

Ознакомление с приемами техники рисования «Монотипия» при помощи оттиска.

Лист, краски, кисти, стаканы, наглядно-иллюстративный материал.

2

Ветка рябины

Рисование пальчиками.

Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки  и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе.

Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

3

Компот из яблок

Отпечаток яблоком

знакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Штампы из яблок  на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши.

4

Осенний сад

Отпечаток картофелем

показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа; развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес к художественному творчеству.

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

лист формата А4, гуашь, вода, кисть, карандаш, картофель, салфетки для рук.

Октябрь

1

«Осень на опушке краски

разводила»

Печать листьев

знакомить детей с новой техникой рисования;

показать детям возможность получения изображения с помощью листьев;

развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес к художественному творчеству;

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

лист бумаги, гуашь, кисть, вода, листья дуба, принадлежности для рисования

2

Ежик

Рисование ладошкой

показать детям возможность получения изображения с помощью с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук

акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.

3

Осеннее дерево

Рисование ватными палочками

развивать интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок). Развивать мелкую моторику, развивать воображение.

Лист бумаги с нарисованным стволом дерева,  ватные палочки, гуашь (желтая, оранжевая, зеленая, красная, коричневая),  иллюстрации осени.

4

Золотые рыбки

Рисование мыльными пузырями

продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству,  способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивать интерес  к изобразительному творчеству.

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

Ноябрь

1

Щенок

Рисование методом тычка

Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет). Закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка. Обогащать словарь детей (слова: оранжевый, рыжий, пестрая). Развивать мелкие мышцы рук в процессе изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

2

Натюрморт из фруктов.

 

Рисование методом свечи, акварели

знакомить с техникой рисования свечой ,способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики,

Свеча, акварель, альбомные листы,  

3

Чудесные превращения кляксы.

Кляксография.

Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные).

краски – акварельные, гуашевые;  кисточки разных размеров, старые зубные щетки, тряпочки, губки, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

4

Цветы – необычной красоты.

 

Мыльные пузыри.

Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветы, добавляя кистью листочки.

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

Декабрь

1

«Ниточка в стране Рисовании»

Ниткография"

Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой.

Мягкая пряжа для вязания, гуашевые краски, кисть, вода, шаблоны различных животных, простой карандаш

2

Снеговик

Тампонирование

Упражнять в умении использовать в рисовании нетрадиционный материал (крышки от бутылок, рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона ).Подводить детей к изображению знакомых предметов. Развивать эстетическое восприятие окружающего.

половинки картона чёрного или синего А4, гуашь белого цвета или голубого, крышки разного диаметра от бутылок, кисточки, салфетки. тампон из ваты, поролона.

3

Морозный узор

Рисование свечей

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы .Развивать зрительную наблюдательность ,способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве . Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

4

«Новогодняя ёлочка»

Пластилинография

рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.

Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

Январь

1

«Новогодняя ночь»

Набрызг

 знакомить с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Картон, гуашь, зубная щетка, карандаш.

2

«Песочная страна»

Рисование песком на бумаге.

знакомить с техниками рисования песком ,

развитие составления композиций, стимулирование самостоятельного творчества.

обучение созданию песочных картин, развитие умения передавать форму.

формочки для песка; трафареты «зверей»; песок разного цвета; белый лист бумаги (можно и цветной), простой карандаш, клей ПВА

3

«Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.

Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Февраль

1

 «Снегирь»

пластилинография

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой

изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ закрепить умения и навыки детей в

работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание

используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;

развивать художественный вкус.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

2

«День Защитника Отечества».

рисовать способом ниткография

продолжать учить рисовать способом «ниткопись»;

расширить знания о военной технике; развивать умение дорисовывать детали; развивать воображение, внимание, память ;воспитывать уважение к профессии военного,

листы бумаги, нитки, гуашь  влажные салфетки. шаблоны военной техники, простой карандаш

3

Котенок

Рисование оттиском поролона

Продолжать знакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Листы бумаги , гуашь, кисточки, поролон.

4

«Фроттаж»

техники рисования «Фроттаж»

учить детей рисовать в технике «Фроттаж»;

Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги;

Продолжать учить детей работать с трафаретом;

два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Март

1

«Узор на тарелочке – городецкая роспись «посуда»

оттиск печатками из картофеля.

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор на тарелочке; развивать художественный вкус, знакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля;

изделия городецких мастеров, образцы узоров и схема изделия городецких мастеров, образцы узоров и схема последовательности рисования купавки, листы в форме тарелочки, гуашь, кисточки, печатки из картофеля в форме листиков, купавки.

2

«Поляна с цветами»

Рисование мятой бумагой

знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

3

«Чудеса из манной крупы»

Рисование по крупе

знакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей . Воспитывать аккуратность  и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Поднос; Цветные мелки; картон;

 клей ПВА;

 кисти разных размеров;

 простой карандаш;

 гуашь, краски;

 манная крупа;

шаблон посуды

4

«Дымковская игрушка ».

Рисование ватными палочками

учить детей проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке;

развивать мелкую моторику рук;

, гуашь, кисти, баночки с водой, ватные палочки. шаблоны дымковских игрушек

Апрель

1

Золотые рыбки

Рисование мыльными пузырями

продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству,  способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, развивать интерес  к изобразительному творчеству.

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

2

«Весна шагает по планете»

рисования «по мокрому» листу бумаги

Создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками,

изображать весеннее небо в нетрадиционной технике рисования способом цветовой

растяжки «по мокрому» листу бумаги.

белые листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой,

губка или ватные тампоны, салфетки.

3

«Морская черепаха»

акварель и соль

познакомить детей с многообразием техник нестандартного раскрашивания; учить детей рисовать черепашку с помощью акварели и соли (нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение.

иллюстрация с изображением черепахи, плотный лист бумаги, простой карандаш; соль пищевая крупная; акварель; восковые мелки; кисти для рисования; фломастер черного цвета; емкость с водой; салфетки для удаления лишней влаги;

4

«Кактус»

Кляксография, техника рисования «выдувание»

Научить использовать в работах по рисованию метод «выдувания».

Закрепить название комнатных растений. Закрепить умение зрительно делить лист на несколько частей и располагать рисунок симметрично

альбомный лист, акварель, кисточка, баночка с водой, влажные салфетки, трубочки для коктейля.

Май

1

«Салют»

.

техника рисования: набрызг.

Учить создавать красочную композицию; Совершенствовать технические навыки;

Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету.

Картон, гуашь, зубная щетка, карандаш.

2

«Подводный мир».

(восковые мелки - акварель),

совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике

(восковые мелки - акварель), создавать композицию заданной тематики;

фото с изображением обитателей подводного

мира, листы А4,

восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

3

 «Бабочка».

монотипия

развивать эмоциональный отклик на проявление

красоты в окружающем мире. Развивать воображение.

акварельные краски, кисти разной толщины, салфетки,

ёмкости для воды, листы белой бумаги формата А4, карточки с

изображением различных бабочек,

4

Выставка детских работ.

Заключительный этап: 

- Обобщить опыт работы по теме самообразования.

 - Диагностика. Мониторинг. 

- Оформление Картотеки нетрадиционных техник рисования

- Выставка детских работ

- Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей

- Мастер – класс для педагогов по теме: «Рисуем без кисточки» 

- Консультации для педагогов и родителей : «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...

План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...