Программа дополнительного образования "Музыка во мне"
рабочая программа

Морковкина Марина Владимировна

 Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы для детского сада, одобренной Учебнометодическим .

Цель программы –  формирование основ музыкальной культуры учащихся и приобщение к шедеврам мировой классики дошкольного возраста.

Основные задачи:

Воспитание музыкального вкуса воспитанников на лучших образцах  классического и народного искусства.

Формирование культуры слушания и осознанное отношение к музыке.

Развитие музыкального мышления, творческих способностей и воображения воспитанников.

Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его. Развитие музыкальных способностей воспитанников, музыкальной памяти, чувства ритма.

Ознакомление с жанрами и ритмами танцевальной музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад «Рябинка» по адресу: г. Тайшет, ул. З. Космодемьянской 11

Рабочая программа

(дополнительное образование)

Кружок по слушанию музыки «Музыка во мне»


Для детей 6-7 лет

Составитель: Морковкина М. В. (музыкальный руководитель)


2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы для детского сада, одобренной Учебнометодическим .

Цель программы –  формирование основ музыкальной культуры учащихся и приобщение к шедеврам мировой классики дошкольного возраста.

Основные задачи:

Воспитание музыкального вкуса воспитанников на лучших образцах  классического и народного искусства.

Формирование культуры слушания и осознанное отношение к музыке.

Развитие музыкального мышления, творческих способностей и воображения воспитанников.

Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его. Развитие музыкальных способностей воспитанников, музыкальной памяти, чувства ритма.

Ознакомление с жанрами и ритмами танцевальной музыки.

Примерные формы работы:

1. Пение детских народных песен и игр.

2. Подбор вариантов названия данного (программного) произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сначала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу.

3. Определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например «Гном» Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки» — «испуганный», «трагический», «увидевший смерть»).

4. Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором.

5. Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.

Методы работы:

 - Словесный;

 - Наглядный;

- Практический;

 - Метод активизации зрительного и слухового восприятия;

- Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

 - Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

Отличительные особенности программы:

 Данная рабочая программа является адаптированной к условиям детского сада и представляет собой курс «Слушание музыки», ориентированный на контингент воспитанников и особенности образовательного процесса данного детского сада. Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, для детей в возрасте с 5-7 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки» отводится 34 часа, из расчета – 30 минут в неделю. Участие детей в таких занятиях, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона воспитанника

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

№ п/п

Название темы

Количество занятий

Тема 1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.

2

Тема 2

Музыка и другие виды искусства

2

Тема 3

Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

5

Тема 4

Животные, птицы, рыбы в музыке.

6

Тема 5

Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

7

Тема 6

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

6

Тема 7

Настроение, характер и чувства человека в музыке.

5

ИТОГО:

33 часа

Музыкально – теоретический материал.

Звуки ( музыкальные и шумовые).  Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Ноты 1 - ой октавы.  Ритмические группы: Интонирование в тональности До мажор ( Т 3\5, гаммы, полутоновые интонации, вводные звуки). Понятие лада: мажор и минор ( определение на слух).  Исполнение ритмического рисунка. Простукивание характерного ритмического рисунка.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

 Сказки, легенды о музыке и музыкантах. Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения музыки. Когда и где человек знакомится с музыкой? Символ музыки. Для чего нужна музыка людям? Музыка звучит в различных ситуациях. Кого называют музыкантом? Кого называют композитором, исполнителем, слушателем?

 Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.

Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.

Характеристика музыкального звука: высота, длительность, окраска (тембр), громкость (динамика). Регистр.

Примерный музыкальный материал:

Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»;

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»;

 А. Гурилев. «Музыка».

 русская народная музыка;

 произведения русских композиторов в народном стиле;

 русская духовная музыка (колокольный звон).

Мусоргский М.  «Картинки с выставки»

 К.В. Глюк Опера «Орфей»

 Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Тема 2. Музыка и другие виды искусства. Музыка в галерее искусств.

Что такое искусство? Названия различных видов искусства. Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства? Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Виды музыкального искусства.

Синтез видов искусств. Используются игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и фантазию.

 Примерный дополнительный материал:

Использование произведений изобразительного искусства.

 Тема 3. Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.

Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также произведения, в которых они использованы в русской и зарубежной музыке.

 Характер. Ритмические особенности. Лад. Размер. Особенности мелодической линии.

Примерный музыкальный материал:

колыбельные песни, потешки, прибаутки (на выбор педагога).

 Игровые песни. Заклички.

 П.И. Чайковский «Детская песенка» Пестушки. Потешки.

 В.А.Моцарт «Детские игры» Прибаутки.

Шуточные игровые песни.

Ж. Бизе «Кармен», хор мальчиков Дразнилки. Считалки.

Р.Шуман «Детские сцены» Игра в жмурки. Просьба ребенка. Пуганье. Колыбельные песни. Н.А. Римский – Корсаков «Садко» - Колыбельная Волховы.

 Музыка в жизни ребенка.

 Познакомить обучающихся с музыкой, написанной для детей и о детях. Знакомство с миром игрушек.

 Примерный музыкальный материал:

 П.И. Чайковский «Детский альбом»;

 Р.Шуман «Альбом для юношества»;

Р.Шуман «Детские сцены»;

А.К. Лядов «Музыкальная табакерка»;

 М.П. Мусоргский «Детская», «Картинки с выставки»;

 А.К. Лядов «Детские песни».

 Б. Барток «Микрокосмос» (тетради 1, 2).

С.Прокофьев «Детская музыка».

Тема 4. Животные, птицы, рыбы в музыке.

 Беседа о животных: Какие животные знакомы детям? Каких знаю диких и домашних животных? Как передвигаются различные животные? Какие они по размерам? Дать представление об изобразительных возможностях музыки. Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания). Сравнивать произведения с одинаковым названием.

 Примерный музыкальный материал:

 К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал);

 М. Журбин, «Косолапый мишка»;

 Г. Гапынин. «Медведь»;

 Д. Шостакович. «Медведь»;

Ф. Рыбщкий. «Кот и мышь»;

Д. Кабалевский. «Ежик»;

Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»;

Ж. Металлиди. «Воробушкам холодно»;

 Леммик. «Песня птиц»;

 Цагерейшвили. «Дятел»;

Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»;

В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек Горбунок»)

 Тема 5. Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

 Вспоминаем известные сказки. Героев этих сказок. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев. Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска). Сравнивать произведения с одинаковыми названиями

Примерный музыкальный материал:

П. Чайковский. «Баба-Яга»;

А. Лядов. «Баба-яга»;

 М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»;

Э. Григ.  «В пещере горного короля»;

А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»;

С, Слонимский. «Марш Бармалея»;

 Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»);

П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»;

 Р. Шуман. «Дед Мороз»;

Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза, вступление к опере «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.

 Глинка М. Опера «Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш Черномора.

Прокофьев С. Сказки старой бабушки, балет «Золушка»: «Часы», «Фея Сирени».

 Тема 6. Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь

 Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Состояние природы. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Выразительные средства в создании образа.

 Примерный музыкальный материал:

Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина).

 Римский – Корсаков Н. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть, Вступление к опере «Садко».

 Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москвареке)

 П. Чайковский. «Времена года»;

 А. Вивальди. «Времена года»;

А. Холминов, «Дождик»;

Г. Свиридов «Дождик»;

 С. Майкапар «Облака плывут»;

Э. Григ. «Весной»;

 Н. Мясковский. «Весеннее настроение»;

 А. Самонов. «Дыхание осени»;

 И. С. Бах. «Весна»;

 С Прокофьев «Дождь и радуга»;

 Р. Леденев. «Ливень»;

 Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»);

 К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;

 Э. Григ. «Утро»;

 В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части);

 С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»;

В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).

 С. Прокофьев «Вечер», Р.Шуман «Вечером».

Тема 7. Настроение и характер человека в музыке.

 Дать представление о том, что музыка разных эпох (как программная, так и непрограммная) выражает чувства, настроения, переживания человека. Понятие программной и непрограммной музыки. Сходные черты программной и непрограммной музыки.

Примерный музыкальный материал:

 Л. Бетховен «Весело – грустно»;

Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»;

С. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»,

 С. Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»;

Г. Свиридов. «Упрямец»; Р. Шуман «Первая потеря», «Порыв»;

 С. Слонимский. «Ябедник»;

 П.Чайковский. «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «В церкви»;

 М. Мусоргский «Слеза»;

 Ю. Геворкян. «Обидели»;

Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»;

 А. Гречанинов. «Жалоба»;

 Д. Благой. «Хвастунишка»;

 Р. Шуман. «Веселый крестьянин»;

 Ф. Шопен Прелюдия №4;

 Р.Шуман «Первая утрата»;

 С.Рахманинов «Весенние воды», «День ли царит»;

Р.Шуберт Баллада «Лесной царь»;

Глинка Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, рондо Фарлафа

 Список литературы:

 Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

  Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.

 Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

 Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г

 Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г

 Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г

Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.

 Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.

 Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...