Развитие речи через музыкальную деятельность
консультация

Невучева Наталья Петровна

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:

пение, песенное творчество

слушание музыки

музыкально-ритмические движения

игра на музыкальных инструментах

игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает:

- речевое дыхание,

- голос,

- формирует чувство ритма и темпа,

- улучшает дикцию,

- координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника. Этот вид деятельности способствует:

формированию слухового внимания,

развитию эмоциональной отзывчивости;

развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.

Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.

Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.

Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.

Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.

Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.

При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому, на приподнятом эмоциональном фоне, все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка» г.Аркадак, Саратовская область

Консультация для воспитателей на тему:

 

«Развитие речи через музыкальную деятельность»

                                                             Подготовила и провела:

                                                                   музыкальный руководитель

I квалификационной категории

                                                                    Невучева Наталья Петровна

-  Сентябрь 2020 г. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

развитие речи через музыкально-творческие игры в ДОУ...

Развитие речи через музыкально - творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

Роль музыкально - творческих игр в развитии речи на музыкальных занятиях в ДОУ. Из опыта работы в логопедических груаппах....

Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути:слушание музыки,пение,игры,танцы,игра на ДМИ,музыкально-ритмические движения-творчество во всех видах музыкальной деятельности.И,вне всяк...

Консультация Развитие речи через музыкально-творческие дидактические игры на музыкальных занятиях

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насви...

Консультация для воспитателей "Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях"

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших рез...

Проект «Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях»

Методическая разработка Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности....