Русские народные игры
материал

Хухорова Марина Константиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_russkih_narodnyh_igr.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Русские народные

игры для младшей

группы»

 

Подвижная игра «Бегите ко мне».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег в прямом

направлении одновременно всей группой.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг

другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите

ко мне, все-все бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который встречает

их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех

ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на

другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом

игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите

ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.

Желающих играть, можно разделить на две небольшие группы: пока одна

группа играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.

Подвижная игра «Кот и воробышки»  

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения,

выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой,

использовать всю площадь зала.

Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети –

«воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту»

вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя –

черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На

слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить

«воробышков», которые убегают от него в свой домик (за

черту).

Подвижная игра «Птички».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных

направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Педагог объясняет, что дети будут изображать птичек, которые

готовятся к отлету в теплые края. По звуковому сигналу воспитателя все

дети поднимают руки (крылья в стороны и разбегаются (разлетаются) по

всему залу. По сигналу: «Птички отдыхают», дети останавливаются и

приседают.

Подвижная игра «Зайка серый умывается».

Цель: упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом

стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать

всю площадь зала.

Ход игры: Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе

произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл

носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В соответствии с текстом

стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах,

продвигаясь вперед – «направляются в гости»

Подвижная игра «Поймай комара».

Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет,

подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время

подпрыгиваний.

Ход игры: Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых

рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—

1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель

кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над

головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот,

кто поймает комара, говорит: «Я поймал!».

Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний.

Вращая прут с комаром, воспитатель то опускает, то приподнимает его.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом и ритмом

стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед,

действовать совместно, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут

гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит

следующий текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам..В яму - бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель

говорит: «По камешкам, по камешкам»,— они прыгают на двух ногах,

слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на

корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются.

Игра повторяется.

Подвижная игра «Мыши в кладовой».

Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, подлезание под шнур, не

касаясь руками пола

Ход игры: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях,

скамейках на одной стороне площадки — мышки в норках. На

противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней

кладовая. Сбоку от играющих сидит воспитатель, исполняющий роль

кошки. Кошка засыпает. Мыши бегут в кладовую, нагибаются, подлезая

под веревку (надо стараться наклониться пониже, чтобы не задеть её). В

кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка

просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки.

(Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их).

Затем кошка возвращается на место и засыпает, игра продолжается.

Подвижная игра «Лягушки-попрыгушки».

Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением

вперед, перепрыгивание через лежащий на полу шнур.

Ход игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети

– «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну

шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке

скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.

В соответствии с ритмом стихотворения дети выполняют прыжки на двух

ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков) до «болотца» и прыгают

через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение

повторяется. Если группа детей большая, то построение производится в две

шеренги и во избежание травм расстояние между шеренгами составляет

примерно 1,5 – 2м. Дети второй шеренги вступают в игру чуть позже и

только по сигналу воспитателя.

Подвижная игра «Коршун и птенчики».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу,

бег врассыпную, прыжки с высоты 15–20 см, использовать всю площадь

зала.

Ход игры: Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических

скамейках или стульчиках). Ведущий – «коршун» располагается на дереве

(стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает

«птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу

врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» -

птенчики быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое

свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.

Игра: «Салки»

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который

должендогнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

карточка № 12

Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая

вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к

"медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось

лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный

становится "медведем

Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На

одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой –

живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой

травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое

время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.

Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся

гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может

ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Подвижная игра «Что спрятано?».

Цель: упражнять детей различать основные цвета и т.д., развивать

зрительную память

Ход игры: Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол

перед детьми 3—5 предметов (кубик, флажок, погремушку, мячик и др.)

и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя

поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Воспитатель

прячет один или два предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети

поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к

предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к

некоторым детям, и они шепотом говорят, какие предметы спрятаны.

Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы,

воспитатель называет их вслух.

Если в игре используются игрушки, то лучше подбирать однотипные,

изображающие либо животных, либо птиц, либо деревья. Игру можно

провести и так: только один ребенок отворачивается, когда воспитатель

убирает предметы, а потом определяет, какой предмет спрятан. Остальные

играющие не должны ему подсказывать.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

-бегать, подпрыгивать на двух ногах;

-игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки,

и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают

прыгать на одном месте.)

 Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки

и ребята разбегаются) .

Игра: «Угадай чей голосок»

Цель: Развитие слухового внимания

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по

кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию

воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали,

становится на место водящего.

«Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В

противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого

исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот

кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши

быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек

кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз

проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот

закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки, когда кот проснётся и замяукает.

Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от

норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда

дети-мыщки выползают из своих норок.

«Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и

показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых

порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши

будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку,

который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту

песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который

не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза)

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное

отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по

кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел

Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные

дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра

продолжается.

«Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного

из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и

приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили,

мы тебя поили», круг сужается,

затем снова дети расходятся назад,

образую большой круг, и хлопают в

ладоши.

Ребенок, стоящий в круге выбирает пару

и дети танцуют под музыку.

«Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей

в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит

слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат».

Дети разбегаются.

 

«Карусели»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать

движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в

руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему

разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель

двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.

Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя;

упражнять детей в ходьбе.

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один

ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке.

«Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит

за «цыплятами», которые убегают в

определённый

угол площадки – «дом» - к курице-маме.

Воспитатель («курица») защищает

«цыплят»,

разводя руки в стороны, и говорит при этом:

«Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

При повторении игры роль «кошки»

Поручается другому ребёнку.

«Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя,

выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить

ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за

кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают,

щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы»

убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре

можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

«Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,

приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе

солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На

сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и

присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите

гулять», и игра повторяется.

 Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

дети прыгают, танцуют,

хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

 Все под зонтик поскорей!

 (Бегут под зонтик)

"Метелица"

Цель: Доставить радость детям веселой игрой

Ход игры: Играющие встают в круг и, не сходя с места, начинают

кружиться, напевая:

 Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

 Кто кружится, вертится-

 Тот заметелится!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не

шевелясь. Кто упадет, или не сможет вовремя остановиться, тот из игры

выходит. Остальные опять поют

песню и кружатся. Остается в круге

самый выносливый.

Он и выигрывает.

Русская народная потешка «Где вы были?»

Дети ведут диалог с педагогом.

Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили. Ходят на месте.

Воспитатель: Что вы, ручки, работали?

Дети: Мы грибочки собирали. Приседают и

Воспитатель: А вы глазки помогали? «собирают грибы».

Дети:

Мы искали да смотрели, Смотрят из- под

Все пенечки оглядели. руки, поворачиваясь

вправо и влево.

Вот и Ванюшка с грибком, Сжимают пальцы одной руки в

С подосиновичком! кулак и прикрывают ег

сверху ладонью другой.

«Зайка шел»

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно

тексту.

Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу,

приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Кружок»

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с

нарастанием темпа.

Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить

за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

«Снежок»

Цель: Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться

по кругу.

Ход игры: дети встают в круг

На мотив («как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

«Зайки»

Цель: развивать быстроту

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка".

"Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах

песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от

него.

 Заиньки перебегают

 То лужок, то лесок.

 Землянику собирают,

 Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! -

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

«Зайка»

Цель: Учить детей передавать настроение, вызывать радость.

Ход игры: дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный

зайка. Дети поют:

 Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему

воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку,

делается весёлым и начинает плясать.

А дети хлопают в ладоши.

Потом выбирается другой зайка.

«Кот Васька»

Цель: развивать быстроту, расширять словарный запас.

ХОД ИГРЫ: Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок

изображает кота, он прогуливается перед "мышками" (идет на носочках, оглядывается

то вправо, то влево, мяукает).

Взрослый и дети поют:

- Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,

Он бежит домой, он бежит стрелой!

("Кот" бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него,

"засыпает

Взрослый поет:

- Глазки закрываются. Спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла!

(Одна "мышка" идет посмотреть, спит ли "котик". Рассмотрев, она машет

руками, как бы приглашая других "мышек". "Мышки" подбегают и скребут по стулу,

где "спит котик".)

Взрослый говорит:

- Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот -

Разогнал весь хоровод!

(Русская народная песенка)

"Кот" догоняет "мышек", а они убегают от него.

«Козлик»

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети

поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а

«козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и

догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком»

Ход игры: Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка.

Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и

размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети

разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями».

«Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и

кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

«Паучок»

С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.

Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг. Паучок садится в центр круга

на корточки. Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

— Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь!

(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком

с следующем кону) После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

«Каравай»

Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод

начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно

большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному»

размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя

выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится

«именинником».

«Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием.

Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод

сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают»

пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально

большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из

участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит,

пузырь «лопнул». Игра сопровождается

следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

«Дубок»

Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не

разрывая рук, показывают движения: У нас рос дубок вот таков, вот

таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод

останавливается)

Корень да его — вот так глубок, вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его — вот так высоки, вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его — вот так широки, вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают

«дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со

всеми ребятами он показывает, какие у него листья,

ветки и т.д.

В конце «дубок» выбирает из хоровода

нового водящих, а сами становятся в хоровод.

При этом он может «присвоить»

новому водящим имя другого дерева.

Например клена, рябины.

И тогда петь будут именно про это дерево.

«Мыши водят хоровод»

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину

хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится

новым «котом» и игра повторяется сначала.

«Ручеек».

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары

встают дуг за другом, поднимая руки вверх. Водящий входит в

образованный коридор и двигается в перед. Он берет понравившегося ему

человека за руку. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там,

подняв руки вверх.

Освободившийся игрок – новый водящий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...