Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Вода нужна всем"
проект (старшая группа)

Коваль Светлана Евгеньевна

Краткосрочный проект с описанием этапов его реализации, практическое экспериментирование в условиях ДОУ и проведение опытов в домашних условиях с привлечением родителей (краткое описание опытов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_proektu.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

  Администрация Волжского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 97»

_____________________________________________________________________________

410018, г. Саратов, ул. Шевыревская, д. 6, тел. 78-55-32

410068, г. Саратов, с/х «Комбайн», б/н, тел. 79-02-04

Email: detsad97saratov@mail.ru

открытая районная

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ШАГ К УСПЕХУ»

Секция «Вода – источник жизни»

Тема: «Вода нужна всем»

 

Работу выполнили:

воспитанники старшей группы «Солнышко»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97»

Руководитель: Коваль Светлана Евгеньевна,

 Андреева Светлана Леонидовна

должность: воспитатели

Саратов

2022

Хотим представить Вашему вниманию краткосрочный проект, в старшей группе,  по опытно-экспериментальной деятельности «Вода – источник жизни».

Ребенок по своей натуре исследователь.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание  уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Приоритетное направление нашей работы  - это развитие познавательной активности дошкольников.

Опытно-исследовательская деятельность в условиях МДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС. Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно. Как показывает практика знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью.

Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия: создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным.  Далее следует провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать.

Как проводится экспериментирование

В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей, выбрать ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.

Экспериментирование дает возможность ребенку найти ответы на многие вопросы, способствует становлению целостной картины мира.

    Актуальность темы:

 Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Цель проекта: 

Формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Постановка проблемы: 

Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Проблема: 

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода-это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Предполагаемый результат:

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях,  навыках  экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать; самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

     • Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
  • Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  • Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
  • Проведение занимательных опытов с водой с детьми дома.
  • Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о воде. Разучивание стихотворений о воде с детьми дома.

План реализации проекта

1 Этап (подготовительный):

  • Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  • Пополнить развивающую среду.
  • Подобрать художественную литературу по теме.
  • Подобрать энциклопедии, карты, схемы.
  • Составить картотеку загадок, стихов, поговорок.
  • Составить картотеку опытов с водой.
  • Подготовить оборудование для опытов с водой.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

2 Этап (работа с детьми):

Литературный центр – просмотр книг, энциклопедий, иллюстраций; чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок.

Творческий центр – создание коллективной аппликации «Вода – источник жизни»; рисование на тему: «Вода наша спутница всегда»; рисование на асфальте «Морские обитатели».

Познавательный центр – просмотр презентации «Вода – это жизнь»; просмотр презентации «Волга -  великая наша река».

Игровой центр – п/и «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу», «Море и камни»; д/и «Птицы, рыбы, звери», «Морские обитатели», «Где живет вода», «Растворится – не растворится».

3 Этап (практический):

Перечень опытов (дети и воспитатели)

Опыт № 1 «Вода не имеет вкуса»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

Содержание опыта: спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан сахар, в другой – соль, размешать и дать попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода? В стакане с сахаром – вода сладкая, в стакане с солью – соленая. В стакане с кипяченой водой – вода не имеет вкуса.

Опыт № 2 «Вода прозрачная»

Цель: подвести детей к пониманию того, что предметы, погруженные в стакан, в котором находится вода видны, значит вода прозрачная.

Содержание опыта: в один стакан налить воду, в другой – молоко. Опустить в первый и второй стаканы одинаковые ложки. В каком из стаканов видна ложка? В стакане с водой ложка хорошо видна, а в стакане с молоком нет. Благодаря тому, что вода прозрачная солнечный свет легко проникает сквозь нее, давая  необходимые свет и тепло водным растениям и животным.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода приобретает форму того сосуда, в который ее наливают, т. е вода не имеет формы.

Содержание опыта: взять несколько отличающихся по форме сосудов  и налить в них воду. Что мы видим? Вода приобрела форму того сосуда, в который ее налили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода ничем не пахнет, т.е. не имеет запаха.

 Содержание опыта: взять два стакана. В один стакан налить воды, в другой – сок. Дать понюхать воду и сок и сравнить. Чем пахнет? Вода ничем не пахнет.

Опыт № 5 «Вода - растворитель»

Цель: подвести детей к пониманию того, что не все вещества растворяются в воде.

Содержание опыта: взять 3 стакана с водой. В первый стакан насыпаем сахар и размешиваем его, во второй – соль и размешиваем, в третий – землю и размешиваем.  Что мы видим? В первом стакане сахар растворился. Во втором стакане соль тоже растворилась. А вот в третьем -  вода стала темной и комочки земли опустились на дно стакана. Значит,  не все вещества растворяются в воде.

Опыт № 6 «Научи яйцо плавать»

Цель: подвести детей к пониманию того, что соль повышает плотность воды.

Содержание опыта: положить яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынуть яйцо и растворить в воде несколько ложек соли. Опустить яйцо в стакан с соленой водой. Что мы видим? Яйцо осталось плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Опыт № 7 «Поднимаюшаяся вода»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода под действием силы тяжести опускается в пустой стакан.

Содержание опыта: Поставить три одинаковых стакана в ряд. Подкрасить красной гуашью воду в первом стакане, желтой – во втором. Свернуть две салфетки и опустить концы в стаканы. Что происходит? Подкрашенная вода набирается в пустой стакан и смешивается. Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.

Опыт № 8 «Теплая и холодная вода»

Цель подвести детей к пониманию того, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей.

Содержание опыта: Предложить детям намылить руки без воды сухим мылом (не мылится). Затем предложить помыть руки холодной водой с мылом, следом повторить тоже самое только с горячей водой. Что мы заметили? Мыло мылится и смывает грязь в любой воде. Вода в кране бывает разной температуры. Это можно узнать, если потрогать воду руками.

Перечень опытов (дети и родители)

Опыт № 1 «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»;

Опыт № 2 «Вода нужна всем»;

Опыт № 3 «Ходит капелька по кругу»;

Опыт № 4 «Друзья»;

Опыт № 5 «Замерзшая вода».

Основной этап проекта:

1 неделя (с 25.04. 2022 – 29.04. 2022 год)

Беседа «Вода вокруг нас»;

Беседа и просмотр презентации «Волга – великая наша река»;

Беседа «Вода пресная и соленая»;

Просмотр иллюстраций «Природные водоемы»;

Прослушивание аудиозаписи  «Шум океана», «Звонкий ручей», «Шум моря»; «Шторм»;

Просмотр мультфильма (режиссер Розалия Зельма) «Капля», Экран 1984 год;

Чтение:  Ирина Богатырева «История одной капли» (грустная сказка о воде); Виталий Бианки «Рыбий дом»,  Нина Гернет «Хорошая вода», Марта Гумилевская «Рассказ о водяной капельке», С Сахарнов «Кто в море живет»;

Пословицы, поговорки о воде;

П/и «Море волнуется», «Ручеек»;

Д/и  «Птицы, рыбы, звери», «Морские обитатели»;

Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду»

Творческая деятельность: рисование на асфальте «Морские обитатели»,  рисование на тему: «Вода нужна всем».

2 неделя (с 02.05. 2022 – 06.05.2022 год)

Беседа «Кому нужна вода?»;

Беседа «Как человек использует воду»;

Опыт № 1  «Вода не имеет вкуса»;

Опыт № 2 «Вода прозрачная»;

Опыт № 3 «Вода не имеет формы»;

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»;

Отгадывание загадок о воде;

Чтение: Михаил Пластов «Капля в море»  (познавательная сказка);

Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты в детском саду».

Майлен Константиновский «Почему вода мокрая», Николай Сладков «Подводная газета».

 3 неделя (с 09.05. 2022 – 13.05.2022 год)

16.05. 2022 год  - итоговое мероприятие  - викторина

 «Что мы знаем о воде?»

Беседа «Вода наш друг»;

Беседа «Волшебница - Вода»;

Беседа «Вода – одно из самых удивительных веществ на планете»

Опыт № 5 «Вода - растворитель»;

Опыт № 6  «Научи яйцо плавать»;

Опыт № 7 «Поднимающаяся вода»;

Опыт № 8  «Теплая и холодная вода»;

Чтение: Н Рыжова «Как люди речку обидели. Вы  слыхали о воде?», Э. Шим «Ручей», К.И. Чуковский «Мойдодыр».

П/и  «Ходят капельки по кругу»;

Д /и «Разрезные картинки»; «Что перепутал художник?»; «Определи по контуру».

 Творческая работа: коллективная аппликация «Вода  - источник  жизни»

Результаты деятельности:

  • Дети многое узнали о том, что вода – это жизнь, бесценное богатство Земли. Вода уникальна и не заменима. Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека (вода помогает человеку содержать тело в чистоте, что способствует сохранению здоровья). Вода – источник всех земных благ человека.
  • Вода имеет три состояния: жидкое, твердое, газообразное.
  • Вода не имеет запаха, цвета, вкуса.
  • Дети научились бережно относиться к воде и экономить ее. Бережно относиться к естественным водоемам.
  • У детей сформировался устойчивый интерес к экспериментальным работам.
  • Обогатился словарный запас детей и активизировалась речь.
  • Сформировалась мыслительная деятельность, память, слух, фантазия.
  • Воспитатели совместно с детьми оформили плакат «Вода – источник жизни».
  • Родители оказывали помощь воспитателям в работе над проектом, тем самым повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

1. О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

4. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

7. О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о воде и природе» Методические рекомендации. – М., Т.Ц Сфера, 2013.
  2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва «Просвещение», 2005.
  3.   Н.Ф. Виноградова «Рассказы  - загадки о природе: книга для детей 5 – 6 лет»  / Н.Ф Виноградова. – 2-е издание доработанное – М.: Вентана – Граф, 2012.
  4.  Интернет – ресурсы: Maam.ru, Ns – portal.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Познавательно-речевой проект в старшей группе "Хлеб всему голова"

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами ...

Познавательно – информационный проект в старшей группе: «Хлеб – всему голова»

У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магази...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб- всему голова»

МБДОУ Детский сад №18 г. Химки  Познавательно-исследовательскийпроект в старшей группе«Хлеб- всему голова»         Подготовила: воспи...

Познавательно - информационный проект в старшей группе: " Хлеб всему голова"

у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или...

Познавательно – исследовательский проект в средней группе: «Хлеб - всему голова»

Хлеб-это продукт человеческого труда, это-символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.Без него не обходится ни один приём пищи. Многие д...

Познавательно – информационный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Проект «Хлеб – всему голова» с детьми старшей группы...