"Проектная деятельность в ДОУ".
учебно-методический материал

Якушева Мария Алексеевна

Выступление на педагогических чтениях "Проектная деятельность в ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                Проектная деятельность в ДОУ.

                                                 

Для меня профессия воспитателя является одной из самых важных и нужных в современном обществе. И пусть, мой опыт в педагогике пока что невелик, но главное, что мне нравится, и я стараюсь, как можно больше дать детям, и не просто дать, а преподнести в интересной форме. Очень много внимания уделяю творческому развитию детей; мы рисуем, лепим, мастерим, используя разные техники и технологии. Участвуем с детьми в разных конкурсах. Много беседуем и играем. Стараюсь, как можно чаще применять инновационные технологии в воспитательном процессе. 

Чему хотелось бы научиться? Очень многому, всему новому и интересному. Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Как сказал А. Эйнштейн в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Надо помогать  детям  отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых. Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что те педагоги, которые активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отсеять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми).

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе.

- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребёнка в проектирование постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.

Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме ООД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

В прошлом учебном году я решила попробовать внести в практику своей работы краткосрочные образовательные проекты.

Мной были организованы и проведены несколько проектов : «Зимующие птицы» (средняя группа), «Космос глазами детей»(старшая группа), «Огород на окне» (старшая группа).

О проекте «Зимующие птицы» мне бы хотелось рассказать более подробно. Проект рассчитан на 1 неделю, т.е является краткосрочным. Реализован он в рамках изучения лексической темы «Птицы зимой» и является вариантом систематизации и обобщения материала по теме.

           В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше. Но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие не могут пережить зиму и погибают.

Проводя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): большинство детей назвали правильно почти всех птиц, остальные дети  узнали и назвали только половину птиц из предложенных.

Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают птиц в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

 Цель проекта:

- Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах;

- Активизация у ребенка инициативы, внимания и памяти;

     - Обогащение словарного запаса ребенка;

- Привлечение к работе проекта детей  и родителей.

Задачи проекта:

      - Учить детей ежедневно на прогулке наблюдать  за  птицами.

      - Закрепить знания детей о зимующих птицах, роли человека в  их жизни.

      - Определять по внешнему виду  и по словесному описанию зимующих птиц.          

      - Формировать представление о природных изменениях

      - Повторять  правила бережного отношения к природе.

      - Учить детей кормить птиц, выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

      - Воспитывать  желание помогать птицам в трудное для них время.

Работа над проектом состояла из следующих этапов:

1 этап – подготовительный

это:

       - Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

       - Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

       - Подбор необходимой литературы по данной теме: поговорки, стихи, сказки, загадки о  птицах.  

2 этап- исследовательский

Задачей являлось - Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

 Были проведены:

   - Беседа «Что ты знаешь о птицах» «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?».

    - Дид. игры:  «Собери птичку»,   «Каких птиц зимой не увидишь», «Чем питаются птицы»

  Мы беседовали о зимующих птицах, рассматривали иллюстрации, читали стихи и рассказы, наблюдали за прилетающими на наш участок синицами, воробьями, голубями, также посетили нашу сельскую библиотеку, где узнали не мало интересующей нас информации. Рисовали, делали аппликацию, лепили, конструировали из бумаги синиц и снегирей. Играли в дидактические игры. Выяснили, легко ли зимой живётся птицам.

   Проводили различные беседы «Беседа о птицах»«Перелетные и зимующие птицы»«Птицы-наши друзья», ; делали выставки по теме «Пернатые гости».

      - В свободное время играли с детьми в дидактические и настольные игры: «Угадай птицу по описанию»,«Каких птиц зимой не увидишь»,«Улетает или нет» и др.

      -      Отгадывание загадок про зимующих птиц.

      -    Чтение худ. литературы «Воробей» В. Звягина, «Зимние гости» Ю. Никонова, «Поет зима, аукает» С.А. Есенин, «Берегите птиц» Т. Евдошенко.

     Наблюдение за следами птиц на прогулке.

3 этап - Заключительный

Задачи: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

     -   Дид. игра Найди птицу по ее описанию»

     -   Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов

     -   Оформление уголка «Наше творчество» на тему « Снегири».

     -   Оформление папки передвижки «Задания и рекомендации родителям»

     -    Прослушивание аудио записи с голосами птиц.

     - В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о птицах: поговорки, стихи, сказки, загадки.

     -   Рассматривание иллюстраций, картин на данную тематику.

Задачи: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Была проведена беседа «Трудно птицам зимовать»

    - Чтение художественной литературы «Птичьи кормушки» Л.Воронкова, «Как синичка меня будит» В Сухомлинский, «Покормите птиц» А. Яшин.

    - Заготовка корма для птиц.

    -  Подвижные игры «Перелет птиц», «Совушка», «Птички в гнездышках»

    - Вывешивание кормушек.

    - Кормление птиц ежедневно.

 

        Оформление уголка «Умелые ручки» на тему « Снегири».

   Также  детям было дано домашнее задание: сделать вместе с родителями кормушки. И родители отозвались на призыв о помощи нашим пернатым друзьям. Дети принесли кормушки вместе с кормом.

В работу с родителями входило:

 - Консультация «Покорми птиц зимой»

 - Оформление папки- передвижки «Зимующие птицы»  с рекомендациями

 - Конкурс «Кормушки для птиц»

  В заключении и подведении итогов реализации проекта мы выполнили коллективную работу с детьми «Снегири на ветке».

Ожидаемый результат

- У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.

- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления  о жизни зимующих птиц.

- У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Перспективы проекта

В дальнейшем планирую разработать проект «Эко - зеленка».

 Проектная  деятельность в дошкольном учреждении является развитием свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...