Методические рекомендации "Музыкальные восприятия дошкольников"
методическая разработка
Восприятие музыки - это процесс образного, эмоционального постижения содержания произведенияя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по восприятию музыки | 21.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное восприятие дошкольника
Восприятие - система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал.
Восприятие – психический процесс. Осуществляется через нервную систему и отражается через ощущения.
Восприятие нельзя отождествлять с ощущением. Ощущение есть отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на наши анализаторы. Восприятие же отражает явление целостно.
Восприятие же классической музыки целая система процессов. И представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, – с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника.
Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, осознанного, эмоционального, личностно – окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Процесс восприятия музыки - это процесс становления в сознании слушателя музыкального образа.
Почему именно классическая музыка? Потому, что успех развития детей на музыкальных занятиях зависит прежде всего от качества используемого репертуара, от содержания музыкального воспитания. А классическая музыка это полноценное художественное, музыкальное произведение. Произведение искусства.
Музыкальное восприятие - сложный психический процесс, в котором присутствуют и познавательные, и эмоциональные стороны. Он характеризуется целостностью и дифференциацией воспринимаемых музыкальных явлений.
Задачи музыкального восприятия:
- Формирование способности сопереживания образу;
- Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку);
- Формирование оценочного отношения к музыке;
- Обогащение слухового опыта;
- Формирование знаний о музыке.
Процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий. Особенно четко их можно выявить в музыкальном восприятии неподготовленных слушателей, в частности у детей, но и у опытного слушателя они наличествуют.
Первая стадия – первичное прослушивание. Произведение воспринимается цельно, но смутно. Слушатель получает общее впечатление, запоминаются отдельно только яркие детали музыки. Возникает эмоциональный отклик.
На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Образ, возникающий при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ.
Вторая стадия – чаще происходит при повторном прослушивании. Представляет собой процесс углубления в содержание произведения. Восприятие более осознанное и дифференцированное. Характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Новые впечатления наслаиваются на первичные, создавая положительный образ. Может происходить «привыкание».
Дети отмечают контрастность музыкальных образов, различают простейшую структуру произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов.
Третья стадия – последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. Восприятие представляет собой взаимодействие целостного эмоционального впечатления от музыкального произведения и осмысленного его восприятия, связанного с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Когда ребенок может передать свое впечатление в игре, пении, танце.
Предлагаемое деление процесса музыкального восприятия на стадии – определенная схема формирования образа восприятия. У разных по своим индивидуальным особенностям детей могут быть различные схемы. Однако эта последовательность является наиболее распространенной.
Еще процесс музыкального восприятия у дошкольника можно представить в следующем порядке постижения музыкального произведения:
- выявление главного настроения;
- определение средств музыкальной выразительности;
- рассмотрение особенностей развития художественного образа;
- выявление главной идеи произведения;
- понимание позиции автора;
- нахождение в произведении собственного личностного смысла.
Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации. Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.
Методы восприятия классической музыки
Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью: специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним.
При восприятии музыки используются методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П.Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Главное и основное требование – качество исполняемой музыки.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать восприятие музыки. Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.
Практические методы - показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение.
Если говорить о методах более предметно, то выразить свои переживания музыки можно в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
- Оркестровать - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеры звучания произведения.
- Передать характер музыки в движении.
- Подпевание.
- Метод контрастного сопоставления.
- Выражение восприятия музыки через рисование, апликацию.
Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное уподобление, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное)
- Тактильные прикосновения – нежность, ласку, спокойствие, игривость, волнение, тревогу, таинственность, загадочность.
- С помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов.
- Интонационно-окрашенное слово – краткое высказывание о характере звучащей музыки.
- Интонационно-выразительная вокализация – кратковременный, фрагментарный характер (имитация звучания дудочки, часов «тик-так», «ку-ка-ре-ку»)
- Цветовое моделирование (с 4 лет) – светлые краски – спокойствие,
- Темные – тревога, таинственность, яркие, сочные – радость, веселье.
Восприятие музыки идет через эмоции и, внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, и тогда музыкальная деятельность должна быть организована так, чтобы она вызывала у детей положительное эмоциональное отношение.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального восприятия дошкольников
Данная работа содержит полную информацию по следующим вопросам:1. Что такое восприятие. Характеристика музыкального восприятия.2. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.3. Х...
ПРОЕКТ "Развитие музыкального восприятия дошкольников в процессе ознакомления с творчеством Эдварда Грига"
С детьми старшего дошкольного возраста....
Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.
Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников. « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...
Консультация для воспитателей«Развитие музыкального восприятия дошкольников»
Полезная консультация для педагогов на тему, как научить воспринимать музыку вашим воспитанникам...
Методические рекомендации «Развитие восприятия метрического акцента у старших дошкольников в игровой деятельности»
Методические рекомендации предназначены для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений....
Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
Методические рекомендации...
Развитие музыкального восприятия дошкольников
laquo;Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как иску...