"Мир мозаики"
рабочая программа (подготовительная группа)

Шамшурина  Наталья Владимировна

Данный материал представляет собой программу для развития умений и навыков в выполнении творческих работ в стиле мозаики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_mir_mozaiki.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Государственное бюджетное образовательное учреждение

                         детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

Заведующий ГБДОУ д/с № 52

__________ Е.А. Хомич

Рабочая программа

Дополнительного образования

Кружок  «Мир мозаики»

Для детей 6-7 лет

                                                                                                                                    Автор – Составитель:

                                                                                                                                            Шамшурина Н.В.

                                                                      СПб, Колпино

2022 – 23 г.

                                                           Пояснительная записка

           Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе создания работы по изобразительной деятельности испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Художественная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Изображая что-либо в своих работах, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки, мелкая моторика.

Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Выполнение работы в техники мозаики, знакомство с новыми способами изготовления, материалами, способствует наибольшему всестороннему развитию ребёнка.

            Мозаика (от фр. mozaique, итал. mocusu или лат. Musinum)  - это некий рисунок, составленный из небольших кусочков какого-то одного материала (например, стекла, камешков, кусочков бумаги и т.д.) Кропотливая работа в технике мозаики требует предельной внимательности, точности, аккуратности. А также, вырабатываются такие важные навыки и умения, как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, внимательность, мышление.

  Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации через освоение техники мозаики.

Задачи программы:

  • Познакомить с разнообразными видами ручного рукоделия;
  • Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пазлы, мозаика, бумага);
  • Формировать интерес к творческой деятельности, художественный вкус, эстетическое восприятие формы, цвета;
  • Формировать представление о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров;
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • Воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

                                                   Формирование групп

Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятий: 30 мин (подготовительная).

Срок реализации программы

Программа рассчитана на шесть месяцев  обучения с детьми 6 -7 лет. План занятий проводится из расчета 1 занятие в неделю.

                                    Принципы, лежащие в основе программы:

Принцип наглядности  

Естественная  - реальные предметы, растения, животные

Картинная – рисунки, картины, фото

Графическая – схемы

Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Принцип доступности (материал, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития)

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

Формы работы:

индивидуальная

групповая

коллективная

                                                     

                                                 Принципы проведения занятий:

 системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приемов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

 наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

 цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

 доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

 проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

 развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

                                                           Организация занятий

Мозаика требует определённой усидчивости и терпения. Технология работы, организация занятий, подбор материала – всё имеет свою специфику. В отличии от других изобразительных техник, где возможны изменения в создании композиции по ходу работы, в мозаике существует определённый порядок. Заранее продуман сюжет, который представлен конкретным образом, рисунком. Этот рисунок подготавливает взрослый. Тематика рисунка определяет выбор материалов и фона. В зависимости от выбранного материала (например, кусочки бумаги, ткани, мелкие камешки и т.д.) подбирается фон. В качестве фона можно использовать разные поверхности (картон, пластмасса, пластилин, ткань).

     Контурный рисунок можно выполнить простым карандашом, мелком, маленьким кусочком мыла (на пластмассе или стекле), стекой (на пластилине). Обратите внимание на карандашные линии – они должны быть тонкими, еле заметными.

После предварительной подготовки поверхность фона (за исключением пластилина) смазывают клеем. Причём клей наносят не на всю поверхность фона, а только на отдельные участки, где будет закреплен изобразительный материал. Пластилин наносят на фон, растирают пальцами, чтобы образовался слой 0,3 – 0,5 см, аккуратно разглаживают. Когда закрепляют подготовленный материал, между элементами сохраняются небольшие просветы.

                                        Материалы для изготовления мозаики

Мозаикой можно назвать любое изображение или орнамент, собранный из элементов определённого материала. В работе с детьми дошкольного возраста наиболее распространённые материалы – кусочки бумаги, которые приклеиваются к фону, или семена, которые «вдавливаются» в пластилин. Составить эффектные мозаичные полотна можно на основе пуговиц, мелких камешков, яичной скорлупы, кусочков ткани, ракушек, пайеток, бисера.  Технология изготовления мозаики – закрепление выбранного материала к фону через определённые интервалы. Закрепителем будет служить клей ПВА или пластилин. Но все-таки, некоторые материалы требуют определённой подготовки и оформления.

                                            Яичная скорлупа (техника «кракле»)

Можно использовать разную скорлупу: белую, бежевую или цветную с пасхальных яиц. Главное – не берите кусочки с напечатанным на яйце штампом. Со скорлупы надо удалить внутреннюю плёнку. Собранную скорлупу  опустите на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промойте в проточной воде.

При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот. Для выкладывания рисунка на фоне используйте пинцет, чтобы наиболее удобно брать маленькие скорлупки. Сетчатый рисунок трещин скорлупы превращает её в привлекательную декоративную картину.

                                                      Лоскутки (техника «пэчворк»)

Лоскутная техника, или «пэчворк», заключается в сшивании лоскутков разных по расцветке и фактуре тканей. Также лоскутки можно не сшивать, а приклеить к фону. Для работы наиболее эффективно использовать хлопчатобумажные или пальтовые ткани. Они мягкие, пластичные, легко обрабатываются ножницами.

Хороший эффект достигается сочетанием однотонных тканей, различных по фактуре. Для отделки изделий из лоскутков можно использовать тесьму, отделочные шнуры или ленты. Как правило, узор в пэчворке состоит из отдельных, одинаковых по форме и размеру элементов, составляющих геометрический узор.

Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной  цветовой  гамме.

Пуговицы, бусины, ракушки, камешки

У всех этих материалов разная фактура, размер и форма.

Стеклянные бусины преломляют свет и мерцают.

Неровная поверхность ракушек округлой треугольной формы и камешков создаёт текстуру, которая подчеркивает детали мозаики. Мозаичные картины можно выполнять из ракушек двух видов – двухстворчатых донаксов и морских гребешков. Донакмы – ракушки тёмного цвета, иногда с полосками. Внутри раковины перламутровые. В раскрытом виде они напоминают крылья бабочки. Донаксы можно встретить на Черном море, Финском заливе. Морские гребешки крепкие, округлой формы, похожие на веер раковины. По краю раковины образуются выступы. Поверхность ребристая, кремового, белого цветов. Такие ракушки можно встретить в прибрежных мелководных районах.

Цветовые оттенки пуговиц передадут декоративность композиции.

Но, главная  идея «предметной мозаики» в том, чтобы у ребёнка сформировались образы множеств: «два», «три», «четыре», «пять», «много», «мало».  Взаимодействие с предметами гораздо эмоциональнее, поэтому составляя мозаику нужно сравнивать величины по определённым признакам, выстраивать цветовые ряды по убыванию и возрастанию.

Для фона мозаики подойдёт картон. Лучше всего использовать матовый, а не глянцевый картон. К матовой поверхности проще приклеить детали мозаики. В отличие от картона бумага имеет большее количество цветов и оттенков.  Её также можно использовать в качестве фона, но для этого предварительно наклеив на картон. Пластилин, нанесённый тонким слоем на картон, также может быть фоном для мозаики. А на его поверхность можно закреплять семена, ракушки, камешки.

Клей – клей-карандаш, клей ПВА. В качестве клея можно использовать и липкую поверхность самоклеящейся пленки, которая хорошо удерживает мелкие объёмные материалы и бумагу.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения  по данной программе, дети:

  • Продолжат знакомиться  с искусством «мир мозаики»;
  • овладеют основными законами композиции изделий;
  • будут уметь пользоваться различными материалами, инструментами.
  • овладеют разными  способами перевода рисунка;
  • будет развита  мелкая моторика рук и глазомер;
  • будут иметь представления о ритме рисунка, смогут видеть и составлять чередующиеся предметы, фигуры, узоры;
  • будут аккуратными, бережливыми (экономно использовать материал), содержать в порядке рабочее место.

План работы

Сентябрь

НОД

Программное содержание

1.Тема: «Символ города Колпино» (первая часть)

Цель: Закрепление знания о символе города Колпино – Лебедь.

Задачи: 1. Рассказать о символе города Колпино – Лебедь.

2. Познакомить с материалами, из которых будет изготавливаться мозаика.

2. Тема: «Символ города Колпино» (вторая часть)

Цель: Создание  условий  для реализации художественно-творческой деятельности детей  через аппликацию в технике  «кракле»

Задачи: 1. Закрепить приёмы работы со скорлупой, учить аккуратно, последовательно наклеивать скорлупу.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Формировать познавательные процессы: память,

внимание, воображение, восприятие.

3. Тема: «Фрукты» (первая часть)

Цель: Продолжение  развития  умения  выполнять мозаику с помощью бумаги.

Задачи: 1. Формировать умение подготавливать материал для аппликации.

2. Освоить  навык  раскладывания готовых форм на некотором расстоянии  друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство листа, и аккуратно наклеивать на фон.

3. Развивать  чувство формы и композиции.

4. Тема:  «Фрукты» (вторая часть)

Цель: Закрепление  умения  выполнять мозаику, соблюдая небольшое расстояние между деталями. Задачи: 1. Закреплять  умение работать с клеем, наносить точечно, убирать излишки салфеткой.

2. Формировать познавательные процессы: память, внимание, воображение, восприятие.

Октябрь

1. Тема: «Вспоминая лето - цветы» (первая часть)

Цель: Ознакомление с новой техникой  - «Лоскутная мозаика».

Задачи: 1. Познакомить с одним из видов ручного рукоделия  - «Лоскутная мозаика» (аппликация)

2. Учить детей сочетать и составлять различные композиции из ткани.

3. Закреплять умение работать с ножницами, вырезая детали из ткани по контуру.

2. Тема: «Вспоминая лето - цветы» (вторая часть)

Цель: Обучение изготовления мозаики из ткани.

Задачи: 1. Закреплять умение работать с тканью, используя различную фактуру, приемы вырезания.

2. Развивать память, воображение, фантазию, чувство цвета.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, желание доводить работу до конца.

3. Тема: «Осенний листопад»

Цель: выполнение мозаики с помощью рваной бумаги.

Задачи: 1. Подготовить узкие полоски жёлтой, оранжевой и красной бумаги, нарвать их на кусочки.

2. Наклеить рваную бумагу на заранее нарисованное дерево.

3. Способствовать развитию воображения, способности представить образ картины.

4. Тема: «Дружок» (первая часть)

Цель: Ознакомление с новым способом выполнения мозаики – крупами горох или чечевица.

Задачи: 1. Подготовить материал для выполнения мозаики.

2. Подготовить фон для выполнения работы, наметить контуры щенка простым карандашом.

Ноябрь

1. Тема:  «Дружок» (вторая часть)

Цель: Закрепление умения аккуратно приклеивать горох или чечевицу, создавая единую композицию.

Задачи: 1. Заполнить контурный рисунок щенка, подбирая подходящие крупинки.

2. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику.

3. Воспитывать способность доводить начатое дело до конца.

2. Тема:  «Айсберг в море»

Цель: Ознакомление  с новым материалом для выполнения мозаики – ватой.

Задачи: 1. Научить работать с новым материалом – ватой, способом её крепления.

2. Развивать фантазию, мелкую моторику.

3. Воспитывать усидчивость, качественное выполнение работы.

3. Тема: «Замок» (первая часть)

Цель: Формирование интереса к разным зданиям и сооружениям, развитие творческого воображения.

Задачи: 1. Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять её структурные части, форму, размеры.

2. Развивать образное мышление, воображение, инициативу. 3. Подготовить фон и материалы для выполнения мозаики.

4. Тема: Тема: «Замок» (вторая часть)

Цель: Выполнение мозаики разными материалами.

Задачи: 1. Распределить детали в соответствии с образцом. 2. Закреплять умение аккуратно выполнять мозаику. 3. Развивать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца.

Декабрь

1. Тема: «Черепаха» (первая часть)

Цель: Повторение правил работы с различным материалом – камешками и ракушками, пайетками.

Задачи: 1. Подготовить необходимые материалы для работы.

2. Простым карандашом наметить контурный рисунок черепашки, пальмы, солнца.

2. Тема: «Черепаха» (вторая часть)

Цель: Закрепление умения составлять мозаику, подбирая размер и форму частей ракушек.

Задачи: 1. Заполнить рисунок листьев пальмы мелкими камешками, а солнце пайетками.2. Ствол пальмы, рисунок черепашки выложить ракушками подбирая их по форме и размеру.3. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое до конца.

3. Тема: «Шапка для Деда Мороза» (первая часть)

Цель: Подготовка разных материалов (бумаги, ваты, пайеток) для выполнения мозаики.

Задачи: 1. Закреплять умение вырезать изделие чётко по контуру.

2. Подготовить шарики из ваты..

3. Развивать мышление, внимание, творческую фантазию.

4. Тема: «Шапка для Деда Мороза» (вторая часть)

Цель: Создание мозаики с использованием подготовленных материалов.

Задачи: 1. Формировать умение составлять композицию из различных материалов, сочетать их.

2. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику.

3. Воспитывать способность доводить начатое дело до конца.

Январь

1. Тема: «Чёрный квадрат»

(по – Малевичу. Первая часть)

Цель: Подготовка материалов для выполнения мозаики (чёрные трубочки для сока)

Задачи: 1. Познакомить с  жизнью и творчеством знаменитого художника К. Малевича.

2. Подготовить «холст» для выполнения работы.

3. Подготовить материал для выполнения мозаики – нарезать небольшими кусочками чёрные трубочки для сока.4. Развивать творческие способности, интерес к работе, эстетический вкус.

2. Тема: «Чёрный квадрат»

(вторая часть)

Цель: Изготовление мозаики.

Задачи: 1. Показать способ выполнения работы. 2. Формировать навык аккуратно выполнять работу.

3..Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность, способность доводить начатую работу до конца.

3. Тема: «В синем море, белой пене» (первая часть) (осьминог)

Цель: Закрепление умения выполнения мозаики с помощью пайеток и камешков.

Задачи: 1. Формировать умение предварительно создавать композицию (разложить детали на фоне), подобрать нужные материалы.

2. Начать выполнение мозаики, учить аккуратно пользоваться клеем, нанося необходимое количество.

Февраль

1. Тема: «В синем море, белой пене» (вторая часть)

Цель: Ознакомление с новым материалом для выполнения мозаики – нитками.

Задачи: 1. Показать способы выполнения работы с нитками.

 2. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

2. Тема: «День защитника отечества»

(первая часть)

Цель: Воспитание патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества.

Задачи: 1. Закрепить знание о том, кто и где защищает нашу Родину.

2. Подготовить материалы для выполнения работы

3. Тема: «День защитника отечества» (вторая часть)

Цель: Выполнение мозаики в технике торцевания.

Задачи: 1. Подготовить материал: нарезать квадратики из полосок гофрированной бумаги.

2. Закреплять умение закручивать бумагу деревянной палочкой.

 3. Учить выполнять работу аккуратно, приклеивая заготовки рядом друг с другом.

4. Тема: «Весёлые рыбки» (первая часть)

Цель: Продолжение  развития  умения  выполнять мозаику из природного материала.

Задачи: 1. Подготовить материал для работы – подобрать ракушки по цвету и форме, наклеить фон на картон.

2. Развивать понимание между формой и размером изделия.

Март

1. Тема:  «Весёлые рыбки» (вторая часть)

Цель: Закрепление  умения  выполнять мозаику, подбирая подходящие по форме ракушки и камешки.

Задачи: 1. Формировать знания о подводном мире, его явлениях.

2.Закреплять  умение работать с клеем, наносить точечно, убирать излишки салфеткой.

3. Учить распределять  композицию на весь лист.

2. Тема: «Птица – мечта» (первая часть)

Цель: Развитие эмоционального отношения к сказкам; показать особенности сказочного образа, его отличия от реального.

Задачи: 1. Провести беседу о сказках в которых встречаются птицы, какую роль играют в сюжете, и какой видят дети свою птицу – мечты.

2. Подготовить материал: на картоне  нарисовать по желанию птицу (если требуется, то с помощью педагога), или выбрать из готовых изображений.

3. Вырезать шаблон, подготовить фон.

3. Тема: «Птица – мечта» (вторая часть)

Цель: Закрепление умения выполнять мозаику в лоскутной технике.

Задачи: 1. Формировать умение передавать замысел и свои впечатления при выполнении мозаики.

2. Соблюдать последовательность при выполнении работы.

3. Развивать творческое воображение, самостоятельность, активность.

4. Тема: «Царевна-лягушка» (первая часть)

Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей через аппликацию.

Задачи: 1. Закрепление техники последовательного подбора необходимого материала для получения конечного результата.

2. Воспитания отзывчивости, бережного отношения к материалам.

3. Развития композиционных умений.

Апрель

1. Тема: «Царевна-лягушка» (вторая часть)

Цель: Выполнение мозаики, используя различные материалы.

Задачи: 1. Закреплять навык составления изображения из готовых форм, используя прием раскладывания и перекладывания.

2. Побуждать аккуратно пользоваться клеем.

3. Закреплять умение располагать детали на небольшом расстоянии друг от друга, дополнять другими материалами,  не перегружая изделие лишними деталями.

2. Тема: «Он сказал – поехали» (первая часть)

Цель: Закрепление знаний дошкольников о космосе, первых космонавтах, воспитание патриотических чувств.

Задачи: 1. Провести беседу о космосе, первых космонавтах, рассмотреть иллюстрации о космосе, космонавтах.

2. Подготовить шаблоны, фон и материалы для изготовления мозаики.

3. Развивать чувство объёма и формы.

3. Тема: «Он сказал – поехали» (вторая часть)

Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей.

Задачи: 1. Закреплять навык раскладывания готовых форм, последовательного приклеивания.

2. Развитие чувства цвета, формы и композиции.

3. Совершенствование техники выполнения мозаики, соблюдая расстояние между деталями.

4. Тема: «Бабочки» (первая часть)

Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессе создания композиции.

Задачи: 1. Познакомить детей с многообразием видов бабочек, рассмотреть иллюстрации бабочек.

2. Подготовить материал для выполнения мозаики: вырезать силуэты бабочек, геометрические фигуры, листья.

3. Воспитание самостоятельности, аккуратности при работе с материалами.

Май

1. Тема: «Бабочки» (вторая часть)

Цель: Выполнение  мозаики  с использованием различных геометрических фигур.

Задачи: 1. Совершенствовать умение композиционного построения мозаики (ориентировка в форме изображения, глазомер)

2. Развитие творчества, воображения, фантазии при создании узора на «бабочке».

3. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

2. Тема: «Сирень»

(первая часть)

Цель: Закрепление умения выполнять мозаику с помощью цветных камешков и деревянных шпажек или веточек.

Задачи: 1. Рассмотреть изображение сирени, строение цветка, цвет, форму.

2. Подготовить материал для выполнения работы: фон, нанести простым карандашом контур корзинки и сирени.

3. Выполнение первой части работы (корзинки) деревянными шпажками или веточками.

3. Тема: «Сирень»

(вторая часть)

Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей при создании мозаики.

Задачи: 1. Закрепление навыка создания образа из различных материалов.

2. Закреплять умение последовательно наклеивать детали.

4. Тема: «Чему мы научились за год»

Цель: Подведение итогов.

Задачи: 1. Обсудить вместе с детьми знания, умения и навыки, которые они приобрели во время выполнения работ.

2. Рассмотреть работы, отметить аккуратность и точность выполнения.

3. Организовать выставку работ в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

"Цветочная мозаика"

План проведения развлечения для детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012

Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие  детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - осенняя викторина

Конспект осенней викторины. Программное    содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарн...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - весенняя викторина

Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания  о деревьях и  кустарниках;  учить распознавать де...