Проект "Мой любимый музыкальный инструмент"
проект (старшая группа)

Шаньгина Галина Олеговна

ЦЕЛЬ:

  • Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
  • Формирование знаний о музыкальных инструментах.
  • Знакомство со строением музыкальных инструментов.
  • Развитие исполнительских навыков.
  • Развитие творческих способностей.

 

Основополагающий вопрос:

Как можно играть музыку?

 

Вопросы учебной темы (проблемные):

  • Шумелка – это музыкальный инструмент или нет?
  • Умеют ли играть на музыкальных инструментах родители?

 

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1.Познакомить с музыкальными инструментами и приёмами игры на них.

2.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля

3.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на        

                                                                                                музыкальных инструментах.

4. Изготовление шумовых инструментов.

 

Развивающие:

 1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,

                                                                настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

 2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

 3.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

 

Воспитательные:

1.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3.Воспитание творческой инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_lyubimyy_muzykalnyy_instrument_2.doc92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Мой любимый музыкальный инструмент»

ЦЕЛЬ:

  • Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
  • Формирование знаний о музыкальных инструментах.
  • Знакомство со строением музыкальных инструментов.
  • Развитие исполнительских навыков.
  • Развитие творческих способностей.

Основополагающий вопрос:

Как можно играть музыку?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  • Шумелка – это музыкальный инструмент или нет?
  • Умеют ли играть на музыкальных инструментах родители?

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1.Познакомить с музыкальными инструментами и приёмами игры на них.

2.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля

3.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на        

   музыкальных инструментах.

4. Изготовление шумовых инструментов.

Развивающие:

 1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как  

    выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

 2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

 3.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3.Воспитание творческой инициативы.

ТИП  ПРОЕКТА:                                      творческий, долгосрочный

СРОКИ:                                                      10.01.2021 - 25.05.2022

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:             Музыкальный руководитель

                                                                                            Шаньгина Г.О.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:           Музыкальный руководитель, дети,                              

                                                            педагоги и  родители старшей группы.      

Проблемы (темы) самостоятельного исследования:         

  1. Шумовые инструменты.
  2. Музыка в семье.
  3. Современные музыкальные инструменты.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

ПРОДУКТ   ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», занятие - концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мой любимый музыкальный инструмент». Презентация «Наш оркестр».

МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ:      Детские  музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты

Актуальность темы.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.  

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в музыкальных инструментах. На самом деле это не так — фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» — такие пьесы увлекут не только малышей. Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух медвежат», «танец паутинок», «марш муравьёв»? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться — и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.

Процесс «омузыкаливания» бытовых шумов основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превратить их в музыку. Когда детям ещё недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формирования становится спонтанная комбинаторика. Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки.

 «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум, и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» Писал австрийский композитор Вильгельм Келлер, автор, разработавший идею игр звуками как первоначальную форму знакомства детей с миром музыки.

ЭТАПЫ

ОПИСАНИЕ

СРОКИ

ОТВЕТСТ-ВЕННЫЕ

1 ЭТАП

Подготовительный

  • Подготовить необходимую информацию: иллюстрации, книги, аудиокассеты….
  • Составить список родителей, желающих оказать помощь  в реализации проекта.
  • Подбор музыкального репертуара;
  • Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов занятий.
  • Ознакомить детей с критериями оценивания итоговых работ.

Январь

Муз.рук-ль

Педагоги

2 ЭТАП

Основной        

  • Цикл музыкальных занятий по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах на основе дидактического материала.
  • Индивидуальные занятия, помогающие одаренным детям показать свои способности, проявить знания и умения в игре детских на музыкальных  инструментах.
  •  Сбор материала для изготовления шумовых инструментов.
  • Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов.
  • Изготовление шумовых инструментов.
  • Оформление стендовой информации для родителей.
  • Организация музыкальных уголков в группах.
  • Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков.
  • Кружок для воспитателей (на котором взрослые учатся играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи детям)
  • Репетиции оркестра, подготовка к концерту.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Муз.рук-ль

Педагоги        

3 ЭТАП

Итоговый

Заключительный

  • Концерт «Веселые музыканты»
  • Конкурс рисунков «Мой любимый музыкальный инструмент»,
  • Презентация «Наш оркестр».
  • Разослать благодарности всем участникам проекта.
  • Наградить отличившихся ребят и родителей.

Май

Муз.рук-ль

Педагоги

        

Приложение 1

«Музыкальная шкатулка»

(итоговое музыкальное занятие для детей старшей группы)

Цель занятия:

Формировать представления о ладе в музыке;

Учить слушать музыкальные произведения;

Развивать творческую фантазию и воображение.
Задачи:

 Углублять восприятие детьми музыки, сравнивая разнохарактерные  

 произведения;

 Развивать способность выражать в движениях характер музыки;

 Учить различать высокие и низкие звуки в пределах октавы.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Музыкальная шкатулка». Дети входят в зал

и встают в круг.

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную сказочную страну, где происходят чудеса и превращения.

                                            В мире много сказок

                                            Самых, самых разных,
                                           Длинных и коротких,
                                           Грустных и смешных.
                                           Можно прочитать их,
                                           Можно рассказать их.
                                           Ну, а мы решили:
                                           Побываем в них.

 

Музыкальный руководитель:  С помощью каких волшебных предметов можно попасть в сказку? (Ковер – самолет, сапоги – скороходы, волшебная палочка).

Чтобы нам не заблудиться

Без тропинок и дорог,

Мы возьмем с собой в дорогу

Волшебные палочки.    (Раздаются детям по две палочки)       

Сейчас возьмем палочки и вы за мной будете повторять ритм.

Музыкальный руководитель: Слышите, дятел стучит о сучок.

Тук- тук, тук-тук! (играю на палочках)

И мы повторим этот звук. (Играют дети.)

Сейчас по тропинке свернули направо,

Увидели зайца, он прыгнул в канаву.

А ножки стучат: Туки- туки- туки- тук (играю на палочках)

Повторим, дети этот звук. (Играют дети.)

Вот вышли из леса- кругом тишина,
Только стучат два веселых бобра:

Тук-тук  да тук, тук-тук да тук! (играю на палочках)

Повторим, дети этот звук. (Играют дети.)   Вот и выбрались на прямую дорожку в детский сад. Я предлагаю вам пройти на стульчики.

У меня в руках музыкальная шкатулка. Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная! Вся из лучей добра и света, мы благодарны ей за это. Вот открою я шкатулку -  чудо вдруг произойдет! Кто-то в гости к нам сегодня с сюрпризами придет. Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят ее выразительно - шкатулка откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Прежде чем исполнить песню, нам надо настроить наши голоса. Сегодня нам поможет знакомая попевка. Сейчас я спою вам попевку «Ручеек», а вы внимательно слушайте (исполнение распевки на металлофоне).             

           Ребята, давайте споем эту распевку с динамическими оттенками: первую музыкальную фразу поем умеренно громко; вторую – громче; третью – тихо, постепенно усиливая звучание в четвертой фразе.

             Ключики – голоса готовы? Тогда попробуем открыть музыкальную шкатулку. (Пропеваем попевку с динамическими оттенками без музыкального сопровождения.)

    Музыкальный руководитель с детьми поет распевку «Ручеек».

                 Звучит музыка и на экране появляется синьор Минор.

Минор:  Меня зовут синьор Минор,
              Я вот, что вам скажу:

               Со смехом мне не по пути,

               Я грустью дорожу

               Люблю, вздыхая, слёзы лить,

               И предлагаю вам:

               Давайте, вместе погрустим –

               О чём – не знаю сам.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какую музыку любит синьор Минор?

Дети: Синьор Минор любит печальную, грустную музыку.

Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните название произведения грустного, печального характера из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

Дети называют произведение: «Осенняя песня».

Музыкальный руководитель: Правильно. Послушайте отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песня».

      Звучит произведение «Осенняя песня» муз. П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Какие чувства передает произведение?

Дети отвечают: Грусть, печаль, тоску, сожаление.

Музыкальный руководитель: Да, слушая пьесу Чайковского, поражаешься красоте звуков, передающих лирическое настроение. Светлые, прозрачные звуки, как и осенний воздух, пропитанный запахами осени, навевают мысли, мечты, воспоминания.

Музыкальный руководитель: Синьор Минор, сейчас дети исполнят для тебя песню «Осень». Петь надо всем вместе выразительно, напевно, спокойно, не громко, без напряжения.

Дети исполняют песню «Осень» муз. А. Арутюновой.

Музыкальный руководитель: Ребята, я думаю, что Минору понравилось, как вы исполнили песню.

Звучит музыка и на экране появляется синьор Мажор.

Мажор: Друзья, представиться спешу-

               Знакомству очень рад.

               Меня зовут синьор Мажор.

               Я лучший друг ребят.

               С собой всегда я приношу

               Улыбку, шутку, смех

               И если дружен ты со мной,

               То ждёт тебя успех

               Траля- ля- ля, траля- ля- ля,

               То ждёт тебя успех.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какую музыку любит синьор Мажор?

Дети: Синьор Мажор любит яркую, энергичную, радостную музыку.

Музыкальный руководитель: Вы знаете такое произведение из «Детского альбома» П. И. Чайковского?

Дети называют произведение: Это произведение называется «Марш деревянных солдатиков». 

Музыкальный руководитель: Правильно.

Звучит произведение «Марш деревянных солдатиков» муз. П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Расскажите о характере этого марша?

Дети отвечают: Четкий, игрушечный, смелый. 

Музыкальный руководитель: Да, сначала музыка звучит загадочно, сказочно: то громко, решительно, победно, то тихо, настороженно, осторожно, сказочно.

Музыкальный руководитель: Синьор Мажор! Я думаю, тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.

Ритмический танец «Большая стирка» (музыка в стиле диско).

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы, у вас всё замечательно получилось. Я, надеюсь, что вам сегодня было очень весело, а я в свою очередь очень рада, что познакомилась с такими замечательными детьми. К сожалению, нам пора прощаться, но перед тем как вы уйдёте из музыкального зала, я хотела бы узнать: с каким настроением вы будете уходить? Посмотрите, у нас очень много шариков. Если их перевернуть, то вы увидите, что у них разное настроение.
(дети переворачивают шарики и видят, что одни шарики с улыбкой, другие грустные).
Музыкальный руководитель: Ребята, подойдите и выберите тот шарик, который соответствует вашему настроению. Дети выбирают шарики
Я хочу подарить вам эти шарики, что бы эта улыбка сопровождала вас целый день, и чтобы вы могли поделиться ей со своими друзьями.
                             Дети прощаются и под музыку уходят.

Журнал «Музыкальный руководитель».

О. Радынова «Слушаем музыку».

Приложение 2.

Занятие-концерт «Веселые музыканты»

Цель:  Создание условий для получения детьми удовольствия от процесса игры.

Задачи:

1.Формировать умение фантазировать, придумывать, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях.

2.Закрепить знание детей об оркестре.

3.Вовлекать детей в экспромтное музицирование с использованием пения, звучащих жестов, музыкальных инструментов.

4.Формировать образно – ассоциативное мышление.

Оборудование: шумовые инструменты – бубны, колокольчики, маракасы, треугольники, ксилофоны, трещётки, деревянные палочки по количеству детей,  керамические кружечки.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: – Здравствуйте, ребята! Начнём наше занятие с веселой разминки.

Коммуникативный танец  «Веселая разминка» - под музыку «Звездная полька».

1 фигура: хлопок в ладоши, по коленям, кружатся – 4 раза.

2 фигура: бегут по кругу, руками выполняют движение «моторчик», на сильную долю такта замирают,  придумывая интересную фигуру.

3 фигура: образуют пары, выполняют хлопки друг с другом.

4 фигура: взявшись за руки, выполняют прыжки в парах, на сильную долю такта замирают, придумывая интересную фигуру в паре. (Танец повторить 2-3 раза).

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Прыг-скок»

Игра «Прыг – скок»  

(Речевое музицирование с аккомпанементом звучащих жестов –«телесным оркестром»).

1.Дети стоят врассыпную по залу.

   Прыг-скок                   (дети выполняют прыжок назад, вперед)

   Полный поворот,       (поворот вокруг себя)

   Хлоп – хлоп,               (2 хлопка)

   Я весело иду вперед   (идут в разном направлении )

2. Эти же движения дети выполняют в паре, затем переходят к другому партнеру.

3. Дети стоят лицом к педагогу

    Прыг-скок                   (прыжки на месте)

    Полный поворот,       (шлепки по коленкам)

    Хлоп – хлоп,               (стучат кулачками)

   Я весело иду вперед   (стучат кулачками)

4. Дети отхлопывают ритм стихотворения, текст произносят про себя.

«Импровизация и озвучивание»

(Поэтическое музицирование с использованием «хрустального оркестра»).

Песенка «Шаловливые сосульки»

Разучивание песенки на память, с озвучиванием «хрустального оркестра».

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас мы немного отдохнём и послушаем солнышко.

Выглянуло солнышко. Оно высоко-высоко ( подняли руки вверх) и  светит нам желтыми и оранжевыми  лучиками. Давайте споем песню солнечных лучиков (дети поют высокий звук: а-а-а ).

Солнышко спело песенку, снежок на крыше растаял и появились сосульки.

Шаловливые сосульки  (шевелить пальцами рук - хлопок )

Сели на карниз - оп!      (хлопок )

Шаловливые сосульки  (шевелить пальцами рук - хлопок )

Посмотрели вниз –оп!   (хлопок)

Посмотрели чем заняться  (руки перед собой ладошками вниз)

Стали каплями кидаться   

Дили-дили-дили-дон,

Слышен звонкий перезвон  ( капли падают)

Кап-кап-кап-кап-кап-кап-бум! (удар по коленкам)

Кап-кап-кап-кап-кап-кап-бум! (удар по коленкам)

«Пение каноном»

«Божья коровка» - русская народная потешка.

Музыкальный руководитель: Давайте споем потешку и украсим ее  несложными движениями.

Музыкальный руководитель: Песни можно исполнять каноном – это такой прием исполнения пения. Предлагаю разделиться на два круга. Петь нужно не громко, чтобы услышать  красоту звучания при соединения голосов.

( Потешку исполнить каноном – начинает первый круг, пропев 2 строчки, вступает второй круг, текст поет сначала, получается накладывание разного текста и звучит двухголосие.)

«Сочинение и импровизация»

Игра на воображение «Нет, не палочки!»

(Раздать детям по две палочки и спросить, что можно из них сделать, если пофантазировать. Варианты: крыша, телефон, нож, скрипка, рожки, молоток, пила и т. д. Придуманный ребенком вариант все остальные складывают из своих палочек).

«Тренировка чувства ритма»

Ритмическая игра «Раз, два, три, за мною повтори!»

Игра по типу «Эхо»: педагог импровизирует по 2-4 такта, дети стараются точно повторить.

«Пение»

 «Песня про сапожника»

1.  Ася польку танцевала

     И сапожки порвала,

     Пять минут погоревала

     И к сапожнику пошла.

2.  Ты, сапожник, мастер милый,

     Выручай меня скорей.

    Я сапожки все разбила,

      Ты получше их зашей.

  3. И ответил мастер милый:

      «Приходи через часок».

      Взял иголку, вынул дратву,

      Чинит Асин сапожок.

(Беседа по тексту песни).      

«Импровизация и танец»

«Танец сапожников»

Девочки  «клиенты» сидят на стульчиках по кругу.

Мальчики с музыкальными молоточками сидят возле своей девочки.

1 фигура: мальчики ритмично стучат по пяточке девочки, зашивают башмачок, кладут молоточек на стул, все встают в общий круг.

2 фигура:  выставляют ногу на пяточку, показывая красивый башмачок.

Дети выполняют боковой галоп с хлопками по кругу.

 3 фигура:  кружатся парами.

 (Танец повторяется . Девочки становятся «сапожниками», а мальчики «клиентами»).

«Игра в оркестре» - «Итальянская полечка».

(Повторить, что такое «оркестр».  Повторить партии инструментов звучащими жестами, а затем исполнить на инструментах «Итальянскую полечку»).

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой любимый музыкальный инструмент"

Проект напрвлен на развитие музыкальных способностей, знакомство с музыкальными инструментами, изготовление шумовых инструментов....

"Мой любимый музыкальный инструмент"

Как музыкальный руководитель я задалась вопросом: "Как развить восприятие музыки у дошкольников? Возможно ли познакомить с музыкальными инструментами, с разнообразием их групп, тембров в игровой ...

"Мой любимый музыкальный инструмент"

Как музыкальный руководитель я задалась вопросом: "Как развить восприятие музыки у дошкольников? Возможно ли познакомить с музыкальными инструментами. разнообразием их груп и тембров в игровой фо...

Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)

Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...