Семинар «Развитие логического мышления старших дошколников посредстваом игры в шахматы в рамках деятельности кружка.»
материал (подготовительная группа)

 

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка

 

Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера.

 Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения.

Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.

Шахматы - интеллектуальная гимнастика
Вильгельм Стейниц

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:

Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Актуальность кружка «Белая Ладья» продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Таким образом для развития логического мышления было решено в ДОУ создание кружка «Белая ладья» (дети подготовительной группы) с 2021 по 2022 учебный год, количество детей 10 человек, занятие проводились 1 раз в неделю по 30 минут. С данным кружок можно ознакомиться в Навигаторе дополнительного образования Республики Хакасия.

 

Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

- создать условия для повторения шахматных фигур и названия;

- создать условия для закрепления правил игры;

- создать условия для вызова интереса к игре в шахматы.

- создать условия для развития умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

- создать условия для воспитания усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.

Была проделана работа в соответствии с годовым планом кружка на 2021-2022 учебный год. Где работа начиналась: с «Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру», «Экскурсия на шахматный турнир», ПОБЕДИТЕЛИ – 1 место в конкурсе городского уровня. Муниципальный заочный конкурс «Профессиональный калейдоскоп». Направление 3. Методические разработки в дополнительном образовании. Номинация 3.2. Урок (Занятие). Тема занятия: «Шахматный переполох». (для детей подготовительной к школе группы).

 

Список литературы

  1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
  2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
  3. Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  4. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  5. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  6. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  7. Интернет ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Аникина Евгения Викторовна,

воспитатель,

МБДОУ д/с № 21 «Аленький цветочек»,

МО г. Саяногорска

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка

Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера.

 Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения.

Таким образом, особенностями развития логического мышления старших дошкольников является переход от одной стадии в другую. На первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Большое влияние на развитие логического мышления в данном возрасте оказывает речь.

Шахматы - интеллектуальная гимнастика
Вильгельм Стейниц

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:

Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Актуальность кружка «Белая Ладья» продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Таким образом для развития логического мышления было решено в ДОУ создание кружка «Белая ладья» (дети подготовительной группы) с 2021 по 2022 учебный год, количество детей 10 человек, занятие проводились 1 раз в неделю по 30 минут. С данным кружок можно ознакомиться в Навигаторе дополнительного образования Республики Хакасия.

Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

- создать условия для повторения шахматных фигур и названия;

- создать условия для закрепления правил игры;

- создать условия для вызова интереса к игре в шахматы.

- создать условия для развития умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

- создать условия для воспитания усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.

Была проделана работа в соответствии с годовым планом кружка на 2021-2022 учебный год. Где работа начиналась: с «Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру», «Экскурсия на шахматный турнир», ПОБЕДИТЕЛИ – 1 место в конкурсе городского уровня. Муниципальный заочный конкурс «Профессиональный калейдоскоп». Направление 3. Методические разработки в дополнительном образовании. Номинация 3.2. Урок (Занятие). Тема занятия: «Шахматный переполох». (для детей подготовительной к школе группы).

Список литературы

  1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
  2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
  3. Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  4. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  5. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  6. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  7. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"

В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления старших дошкольников через игры с шашками

Многочисленные игры сопровождают нас с самого раннего возраста и до глубокой старости, давая выход различным эмоциям, в том числе чувству здорового азарта и жажде соперничества. Игра обучает механизма...

Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»

Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...

"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...

Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.Учитель – логопед Мятлева О.А.     Мы живем в ХХI веке, веке информационных технологий, когда...