Вокально-хоровая работа с дошкольниками.
статья

Свистунова Ольга Алексеевна

Хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. 

В настоящее время пение – один из основных видов музыкальной деятельности детей. Через пение у детей проявляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Статья

Вокально-хоровая работа с дошкольниками.

 

Педагог дополнительного образования: Свистунова Ольга Алексеевна

 Санкт - Петербург

2022 год

 

 Хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. 

В настоящее время пение – один из основных видов музыкальной деятельности детей. Через пение у детей проявляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Пение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, почувствовать единение с товарищами.

Исполнение песен помогает ребёнку выразить  свои чувства.

Развитие слуха и  голоса сказывается на формировании  речи детей.

   Николай Афанасьевич Метлов (1885—1971) — видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в СССР. За свою жизнь он написал много детской музыки.

  В своих работах Н. А. Метлов освящает важные вопросы значения пения, как основного средства музыкального воспитания и  доступного для детей вида деятельности.

   К основным принципам обучения пению относятся: принцип воспитывающего обучения, постепенности, последовательности и систематичности.

Педагогу необходимо владеть методикой пения, учитывать возрастные особенности голосового аппарата детей дошкольного возраста,

знать детский репертуар. Заботиться об охране детского голоса.

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически только начинает формироваться – мышцы, тонкие связки, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко, звонко, выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям радость. При форсированном звучании, нарушении гигиенических норм, ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос. При этом зачастую  возникают серьёзные заболевания голосового аппарата.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от пения взрослых песен, имеющих широкий диапазон, неудобную для дошкольника тесситуру звучания. Громкое пение, переходящее в крик, ставит под угрозу здоровье голосовых связок.

 Педагогу необходимо прививать детям вокальные навыки:  певческую установку, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации, ансамбль.  Необходимо осуществлять индивидуальный подход в обучении детей пению. Так, у детей, развиты не в одинаковой степени слух,  чувство ритма, музыкальная память. Оказывая индивидуальную помощь,  следует развивать ту способность, которая менее развита. Большое значение придаётся выбору песни.

В работе с детьми следует уделять внимание распеванию, дыханию, чистоте интонирования. Педагогу нужно стремиться раскрыть художественный образ песни в процессе беседы с детьми. Большое место на занятиях по пению занимают музыкально – дидактические игры на развитие ритмического, звуковысотного слуха, динамики,  Музыкально – дидактические игры ставят детей в поисковую ситуацию, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения.

Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учится высоко и выразительно говорить. Основными видами деятельности на речевом этапе  являются: артикуляционная гимнастика, развивающие игры с голосом, ритмодекламация, речевая зарядка, но их общая цель: легко и незаметно подготовить голоса детей к пению

  Учить петь детей, нужно играя, поскольку в дошкольном возрасте игровая деятельность – главная. Знакомство с песней и ее разучивание – происходит нетрадиционно на стульчиках, а стоя, или сидя на полу в форме круга. Круг несёт терапевтическое значение. Каждый ребёнок может ощутить свою значимость для других детей, их поддержку. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из её содержания.

Голос - драгоценный и великий дар природы, музыкальный инструмент. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом и беречь его. 

Список использованной литературы:

Н. А.  Метлов «Песни для детского сада» Всесоюзное издательство Советский композитор, Москва 1974 год

Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

             Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

    Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998

Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

   Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

 Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

 Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

"Разделы вокально- хоровой работы с дошкольниками"

Выступление на семинаре- практикуме для музыкальных руководителей "Этапы обучения дошкольников певческим навыкам"...

Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....