«Патриотическое воспитание в программе «От рождения до школы». Подготовительная группа.
материал (подготовительная группа)
«Патриотическое воспитание в программе «От рождения до школы».Подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«Детский сад «Теремок» ст. Буранная
Сообщение к педсовету
«Патриотическое воспитание в программе
«От рождения до школы».
Подготовительная группа.
Подготовила: Дьяконова А.М.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине.
Цель нравственно-патриотического воспитания в подготовительной группе : Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи: -формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Педагогические принципы и подходы к формированию Программы.
В основу работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста положены следующие принципы:
принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принципы нравственно - патриотического воспитания.
Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально организованной развивающей среды.
Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.
Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).
Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна – моя планета).
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок 6–7 лет
- Имеет краткие сведения об истории города, района, области.
- Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знает герб, флаг Российской Федерации, Московской области.
- Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.
- Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Московской области.
- Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
- Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Формы отслеживания и фиксации результатов.
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
* Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов проектной деятельности. Ведется рубрика на сайте.
Ведется календарный План работы группы, в котором отражена работа по патриотическому воспитанию.
Материально-техническое обеспечение Программы.
Для реализации Программы необходимо:
- Уголки патриотического воспитания в группах;
- Кабинет патриотического воспитания;
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;
- Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию
- 1. Репродукции картин
- Методическая литература
- Наглядные и дидактические пособия
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
- Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы
- Аудиозаписи
- Карты, атлас, глобус
- Художественная литература
- Государственная символика
Организация деятельности по Программе:
Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду. Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:
- организация жизни детей в группе
- стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
- воспитание у детейсоциальных качеств и навыков сотрудничества
4 .вовлечение родителей в образовательный процесс.
Организация жизни детей в группе.
- Четко налажена жизнь детей и режим.
Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
- Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда.
- Среда в группе психологически комфортна для детей.
Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.
Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.
Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.
- воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
- помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.
В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.
Взаимодействие с родителями.
Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации, семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка, участие в проектах.
Методы патриотического воспитания
- Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
- Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации
- Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
-Участие в праздниках
- Участие в посильных общественно-полезных работах
Формы патриотического воспитания
- Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»
- Знакомство детейс культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
- Воспитаниев детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
- Знакомство детейс героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти»с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
- Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая»и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Используемая литература:
«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй,мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003. Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-683213-1474578816.jpg)
Комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы" (подготовительная к школе группа)
Комплексно-тематическое планирование для воспитателей подготовительной к школе группы детского сада, работающих по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663258-1441631476.jpg)
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» (подготовительная к школе группа № 2)
Форма организации мониторинга.Воспитателями проводилась диагностика по основным направлениям программы ДОУ:· Физическое развитие;·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-906513-1489909391.jpg)
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» (подготовительная к школе группа)
аналитический отчет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949071-1505730927.jpg)
Перспективное планирование ООД, по программе "От рождения до школы" Подготовительная к школе группа.
В планировании расписаны занятия по пяти образовательным областям. Выполнено в форме таблицы, с указанием тем, содержания работы и методического обеспечения....
Примерный список литературы для чтения детям, перечень развлечений и праздников, основных движений, подвижных игр и упражнений, перечень развлечений и праздников по программе "От Рождения до школы" - подготовительная к школе группа.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (6-7 лет) Примерный список литературы для чтения детям.Примерный переч...
Диагностика по программе "От рождения до школы" подготовительная к школе группа
Развёрнутая диагностика по образовательным областям. Сводная таблица и диаграмма....