Проект «Сказочный фартук как современное дидактическое пособие для работы с детьми»
проект (средняя группа)

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

 вовлеки меня – и я научусь»

 (китайская пословица) 

Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками должна быть единой комплексной деятельностью, которая способствует полноценному бытию ребёнка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, театрализованной, музыкальной.

«Сказочный фартук» - это  дидактическое пособие, с помощью которого можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания; привлекать родителей к театрализованной деятельности на праздниках, занятиях, как сюрпризный момент, а также в индивидуальной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_skazochnyy_fartuk.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Айболит»

Номинация: Образовательные проекты

ПРОЕКТ

«СКАЗОЧНЫЙ  ФАРТУК КАК СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

Авторы: Лисина Е.А.,

воспитатель, 1 КК,

Якимова С.А.,

музыкальный

 руководитель, ВКК

Сроки выполнения проекта: с 21 ноября по 10 декабря.

Участники проекта: дети 4 лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

г.Усть-Илимск,

2019г.

Краткое описание проекта:  

 «Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

 вовлеки меня – и я научусь»

 (китайская пословица) 

Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками должна быть единой комплексной деятельностью, которая способствует полноценному бытию ребёнка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, театрализованной, музыкальной.

«Сказочный фартук» - это  дидактическое пособие, с помощью которого можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания; привлекать родителей к театрализованной деятельности на праздниках, занятиях, как сюрпризный момент, а также в индивидуальной работе с детьми.

Описание проекта

Актуальность.

Дидактическое пособие предназначено для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как метод организации.

В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; работы над художественным произведением; разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.

Использование пособия в ДОУ способствует развитию у воспитанников умения обобщать услышанное и увиденное; комментировать; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность.

Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка.  

В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях (изготовление новых фартуков), например, многофункциональный «Сказочный фартук» на все случаи воспитания и образования (адаптационный период, сенсорное развитие, познавательное развитие и развитие речи, изодеятельность, музыкальное развитие).

В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический, раздаточный материал. Фартуки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами не только из сказок, а из замысла детей.

Данное дидактическое пособие способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Можно использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и расширения знаний, а также в свободной деятельности. Можно организовать как индивидуальную игру, так и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по картинкам, установление логической последовательности событий, составление предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.

В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Физическое развитие.

В процессе театральной деятельности педагог может предложить детям поиграть в подвижные игры. В процессе игры дошкольники могут показывать действия: повадки животных, например, попросить ребёнка показать, как ходит лисичка,  мышка или медведь.

Речевое развитие. 

 Для того, чтобы развивать речь ребёнка, нужно не просто предлагать ему разнообразный языковой материал, необходимо ставить перед ним новые задачи общения. Необходимо формировать умение устанавливать речевые взаимодействия, грамотно строить и высказывать свои мысли, поддерживать диалог. Одним из средств формирования связной речи, как составной речевой деятельности, является использование различных плоскостных изображений: иллюстраций, дидактических картин. Широко используются плоскостные изображения в «Сказочном фартуке».

В процессе «фартуковой»  деятельности воспитатель имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании.

Побудить к речевому общению в дидактической игре, составлению новой сказки, определению в художественном произведении добра и зла.

Художественно-эстетическое развитие.

На занятиях по изобразительному искусству будет целесообразным использование воспитателем этого театра для решения двух основных задач.

Во-первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности на осознанное и интересное для ребёнка дело.

Во-вторых, обеспечить ребёнку естественный переход от обучения к игре и способствовать формированию   игры.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнять задание, воспитателю необходимо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах различных игровых персонажей и побуждает детей помочь им (например, для зверей из сказки «Теремок» построить новый домик …).

Если это театрализованная деятельность, то для эффективного показа спектакля важно всё:  какие декорации и их размещение, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель».

Познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Главная задача – обогащать практический и теоретический опыт ребёнка; предоставлять ему возможность самоопределяться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, принимать собственные выводы, варьировать содержание и формы выполнения задания; формировать потребность в новых впечатлениях.

В процессе «фартуковой» деятельности педагог побуждает детей к обобщению услышанного и увиденного; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, приучает детей к вежливости.  

Постановка проблемы.

В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.  Только живое общение обогащает жизнь детей - нельзя об этом забывать!

У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.

Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
И в нашей работе возникают проблемы:

  • как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
  • как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
  • как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
  • как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазию, творчество.

Цель проекта: разработка и внедрение  универсального пособия для работы с детьми любого возраста в соответствии с ФГОС ДО (развития связной речи, элементарных математических представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук, приобщение детей к театрализованной деятельности).  

Задачи:

1.Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.

2.Систематизировать собственный материал по работе с детьми.

3.Изготовить пособие «Сказочный фартук».

4.Презентовать педагогам, родителям с целью использования в деятельности со своими детьми.

5.Обогатить РППС группы в процессе использования пособия.

Ожидаемый результат.

Дети:

Расширят  свои представления о мире и его многообразии. Результатом внедрения данного пособия в образовательную деятельность станет креативное развитие ребенка: обогащение практического и теоретического опыта; предоставление ему возможности самоопределяться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, принимать собственные решения и делать выводы, варьировать содержание и формы выполнения заданий; формировать потребность в новых впечатлениях.

Развивающая среда обогатится:  различным дидактическим материалом в зависимости от образовательного запроса детей и реализации ООП ДОУ. Деятельность в рамках проекта.

Стратегия и методы достижения поставленных задач.

Результат проекта – пособие  «Сказочный фартук» будет реализоваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

План работы по проекту

Основные этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный этап. Сроки – с 21 ноября по 6 декабря.

Ответственные:  воспитатель,  музыкальный  руководитель.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы по теме.

Организационное мероприятие с родителями.

Изготовление, приобретение дидактического материала для работы с детьми.  

 2 этап. Основной этап. Сроки – с 7 декабря и бессрочно.

Ответственные: воспитатель, музыкальный руководитель. Проект реализуется  через все виды деятельности ребенка в детском саду.

Характеристика дидактического пособия

 Данное пособие представляет собой:

 Игровое поле: Пособие представлено в виде фартука - игрового панно, на который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев из фетра.

Игровой материал: Фигурки с героями сказок, картинки деревьев.

Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.

1. Приготовим тканевую основу для фартука, наклеиваем швейную липучку, на которой хорошо бы держались фигурки.

2. Вырезаем персонажей сказки, пришиваем липучку.

Если фартук используется для инсценирования различных сказок, то  включает в себя упражнения или игры.

Например, «Расскажи сказку «Репка».

 Цель: развитие связной речи.

Задачи:

 1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

 2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки. Как усложнение «Назови ласково героев сказки»: Репка — репонька. Дед — дедушка. Бабка — бабушка. Внучка — внученька. Собака — собачка. Кошка — кошечка. Мышь — мышка.

«Кто за кем».

Цель: развитие элементарных математических представлений: сначала, потом, первый, второй, последний.

Задачи: 1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Развивать наглядное мышление.

3. Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.

 Ход игры. Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку — последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.

 «Найди лишнее».

Цель: развитие внимания и развитие связной речи.

Задачи: Развивают мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры. Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.

«Помоги показать сказку».

Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.

Задачи: Развивать мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания. Как ходит медведь? Как мышка пищит? Покажите, как прыгает зайчик?

Предполагаемый результат.

 Педагоги: овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;  Дети:

- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.

 - инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного); - развитие мимики, жестов, движения.

 - формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Примерные методы и приёмы работы с дидактическим фартуком:

Художественное слово.

Загадка.

Вопрос.

Песенка.

Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для работы с детьми с нарушениями речи

Дидактическое пособие для работы с детьми с нарушениями речи...

Электронное мультимедийное дидактическое пособие для работы с детьми подготовительной группы «Необыкновенное путешествие в страну математики».

Электронное мультимедийное дидактическое пособие для работы с детьми подготовительной группы «Необыкновенное путешествие в страну математики»....

Проект "Фартук-театр"- дидактическое пособие для работы с детьми с ОВЗ

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. "Фартук-театр" будет оценен вами в раб...

Фартук –дидактическое пособие для работы с детьми младшей группы

Пособие  может использоваться для алаптации детей при поступлении в детский сад , для создания игровой мотивации и театрализованной деятельности...

Использование дидактических пособий в работе с детьми с ОВЗ

Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает всесторонне развить творческие возможности ребенка, социализировать его к окружающей среде и обществу, я...

Многофункциональное наглядно – дидактическое пособие в работе с детьми среднего дошкольного возраста по проблемам здоровьесбережения «Сундучок здоровья»

Наглядно – дидактическое пособие «Сундучок здоровья» предназначен для работы с детьми среднего дошкольного возраста.В рамках данного пособия в игровой форме рассматриваются основы зд...

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие в работе с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения "Если хочешь быть здоров".

Многофункциональное наглядно - дидактическое пособие в работе с детьми младшего дошкольного возраста по проблеме здоровьесбережения "Если хочешь быть здоров"....