Развитие пространственного мышления детей 3-4 лет с использованием комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" (из опыта работы)
статья по математике (младшая группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Одним из важнейших качаств человека является владение пространственными образами. Ориентация человека во времени и пространстве необходимое условие его социального бытия, форма отражения окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Поэтому развивать пространственное мышление нужно с самого раннего детства, этот навык пригодится ребёнку в школе так же, как умение читать , писать и считать.

Материалы комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" помогают развитию пространственного мышления детей. Вы познакомитесь как использовать эти материалы в работе с детьми младшей группы (3-4г)

https://disk.yandex.ru/i/E23yAiWVv2nyBA (ссылка на презентацию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

ДОКЛАД

«Развитие пространственного мышления детей 3-4 лет с использованием комплекта «Мате: плюс®. Математика в детском саду»

(из опыта работы)

Педагог: Колотовкина Лариса Юрьевна

Бакчар

2022

СЛАЙД №1

Под пространственным мышлением мы понимаем вид мыслительной деятельности, который позволяет ориентироваться в пространстве, создавать

визуальные образы для решения всевозможных задач (теоретических   ипрактических).

В современном мире одним из важнейших качеств будущего специалиста   является владение пространственными образами. Мы не встречаем ни одной сферы деятельности, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Ориентация человека во времени и пространстве  необходимое условие его социального бытия, форма отражения окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Поэтому развивать пространственное мышление у детей нужно с самого раннего детства, этот навык пригодится ребёнку в школе так же, как умение читать, писать и считать.

СЛАЙД №2

В работе с детьми для развития пространственного мышления использую математический комплект нового поколения «Мате:плюс®. Математика в детском саду» для детей 3-7 лет, который полностью соответствует ФГОС ДО и охватывает все необходимое для дошкольников математическое содержание. – СЛАЙД №3

Материалы комплекта помогают развитию пространственного мышления детей, в них подробно освещается содержание работы с материалами, а также предлагаются идеи для игр и заданий в повседневной жизни детей, кроме того приветствуется творческий подход педагога по реализации собственных идей.

Сегодня хочу познакомить Вас с тем, как используется комплект«Мате:плюс®. Математика в детском саду» в работе с детьми четвёртого года жизни по развитию этих способностей.

СЛАЙД №4

Так как дети ещё малы, использую только доступные для их возраста задания и материалы, такие как  «Медведи», «Геометрические фигуры»,«Кубики для строительства»,«Мозаичные кубики»,«Штамп-картинка»,«Сюжетные игровые поля».А  учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка, обеспечиваю ему возможность продвижения своим темпом за счёт организации работы в зоне ближайшего развития возрастной группы.

СЛАЙД №5

Материал «Медведи»

В наборе представлены фигурки медведей трёх разных цветов и трёх размеров. Для игр с этим материалом можно использовать карточки воспитателя или придумывать свои игры.

СЛАЙД №6

1. Игра «Расставь медведей, как на карточке»

Ребёнку предлагают выбрать карточку «Схема расстановки медведей» и расставить медведей в соответствии с ней. В процессе игры дети определяют положение в пространстве, пространственные отношения, понятия. Правильное использование и понимание пространственных терминов.

СЛАЙД №7

2. «Где спрятались медведи?»

Вариант №1. Ребёнку предлагают по словесному указанию педагога расставить медведей за дерево, перед деревом, слева от дерева, справа от дерева.

Вариант №2. Ребёнок сам расставляет медведей и рассказывает, куда какого медведя он поставил.

СЛАЙД №8, №9

3.Игра «Что изменилось?»

Педагог или ребёнок расставляет в ряд несколько медведей. Участники игры запоминают порядок. Затем детям предлагается закрыть глаза, в этот момент ребёнок меняет порядок, участники должны найти изменения и объяснить, что изменилось, например: красный медведь стоял в середине, а теперь там стоит жёлтый.

СЛАЙД №10

4.Игра«Запомни  и расставь»

Дети расставляют медведей по образцу воспитателя, глядя на образец,

Затем задание усложняется, дети запоминают расстановку медведей и выкладывают без образца

5.Игра «Расставь медведей под диктовку»

Педагог говорит ребёнку, как нужно расставить медведей, например: «Поставь большого желтого медведя рядом с собой на столе, слева от него поставь маленького зелёного медведя, а справа среднего красного, затем предлагает рассказать, где какой медведь стоит.

СЛАЙД №11

Материал «Геометрические фигуры»

Цветные геометрические фигуры подходят для самых разных геометрических экспериментов. С их помощью можно не только упражняться в умении сортировать фигуры, но и создавать большие геометрические фигуры и узоры, закреплять пространственные отношения.

  1. «Выложи фигуру по образцу»

Из геометрических фигур нужно выложить изображение, предложенное на карточках «Геометрические фигуры». С детьми четвёртого года жизни используем первый уровень сложности – картинка из цветных фигур.

СЛАЙД №12

  1. «Сравнить»

Дети сравнивают фигуры между собой. Таким образом, они могут установить, например, что, для того чтобы выложить четырёхугольник,  такой же, как красный, требуется три зелёных треугольника.

СЛАЙД №13

3.Придумывание фигур по собственному замыслу

СЛАЙД №14

Материал «Кубики для строительства»

Кубики предназначены для создания трёхмерных фигур, здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения. Если ребёнок, выстраивая конструкцию по образцу, допустил ошибку, то для него будет полезным обойти свою конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.

  1. Построить конструкцию из кубиков по образцу педагога
  2. Построить конструкцию из кубиков под диктовку

СЛАЙД №15

  1. Построить конструкцию по образцу друга

СЛАЙД №16

Материал «Мозаичные кубики»

Работа с мозаичными кубиками способствует развитию пространственного воображения, задания выполняются на плоскости.

Из мозаичных кубиков можно строить фигуры по образцу, придумывать свои или скопировать чужие образцы.

  1. «Выложить мозаику по образцу»

Так как дети ещё малы, сначала им предлагается выложить узор из красно-желтых мозаичных кубиков по образцу, предложенному воспитателем, а только потом, когда дети поймут принцип выкладывания, можно им предложить карточки «Мозаика»СЛАЙД №17

СЛАЙД №18

Материал «Штамп-картинка»

С помощью штамп-картинки можно закреплять пространственные отношения  над, под, слева, справа, рядом, снизу, сверху»

  1. Создание схем из штемпельных отпечатков под диктовку. Педагог диктует, ребёнок выполняет.

СЛАЙД №19

Материал «Сюжетные игровые поля»

С помощью игровых полей можно совершить много открытий и придумать множество разных заданий. Изучая сюжетные картины, отвечая на вопросы по ним, дети, прежде всего, осваивают пространственное ориентирование

  1. Рассмотреть картину, выяснить конкретные данные

Расскажи, где находятся цветы в горшках, кисточка, кукла» Или: « Что находится перед/позади/под/над/справа от…?»

        

СЛАЙД №20

  1. Найди на картине фрагменты (сюжетные картинки)

Фрагменты, изображённые на «Сюжетных карточках», нужно отыскать на сюжетных картинах. Детям младшего возраста даётся одна картина и карточки к ней.

Заключение:

Таким образом, использование  комплекта  «Мате: плюс»  в работе с детьми четвёртого года жизни благотворно влияет на развитие пространственного мышления дошкольников. Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям у детей формируются такие способности, как умение  объяснять пространственные отношения, ориентироваться  в пространстве и пространственное восприятие.При этом особенно важно, чтобы дети осваивали всё новое с удовольствием и в любимой ими форме – игре.

СЛАЙД №21 Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга

Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Использование "Мате:плюс. Математика в детском саду."

laquo;Мате: плюс. Математика в детском саду» — программа математического образования для детей от 4 до 7 лет....

Мастер-класс: Комплект «Мате:плюс. Математика в детском саду» как инструмент для развития математического мышления дошкольников».

В настоящее время перед педагогами дошкольных организаций стоит дилемма: как сохранить детские виды деятельности и формы познания мира, прежде всего в игре и исследованиях, как того требует ФГОС ДО, и...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....