"Создание Развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации. "
статья (младшая группа)

Литвинова Ирина Николаевна

Сообщение из опыта работы: "Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Создание Развивающей Предметно-Пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь  существенным  образом меняется. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, Адаптироваться.

        Важную роль в облегчении адаптации играла  предметно-развивающая среда как в группе, так и на участке, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала  их комфортное состояние.

Мы организовывали   среду так, чтобы были задействованы все виды деятельности, согласно требованиям ФГОС. Она была безопасна, привлекала малышей, манила их своей доступностью, яркостью, давала  детям возможность  свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу.

Этому способствовало зонирование как  групповой комнаты, так и участка.   Время от времени мы меняли игровые зоны,  объединяли , дополняли  новым оборудованием, в зависимости от меняющихся потребностей, возможности детей и постановке новых педагогических задач.

          Так был создан  "Сенсорный уголок, где было много игрушек на восприятие цвета, моторику, нанизывание, вкладыши, шнуровки: «Зашнуруй ботиночки», «Продень веревочку», «Собери бусы». Нравились ребятам игры с мозаикой, пирамидками.

        Очень увлекали игры с прищепками - с помощью которых в руках у ребят оживали зверята,  солнышко расправляло свои лучики и радостно светило  всем окружающим.

          В период адаптации я обеспечивала разнообразную деятельность детей, создавала  условия для различных видов движений, обращала внимание детей на посильную двигательную деятельность и постепенно  активизировала её Совместно с родителями мы прибрели  игрушки для двигательной активности  детей в достаточном количестве, как на участок так и в группу .В нашем спортивном уголке имеются: мячи, скакалки, обручи,  кегли, кольцеброс.

        Наряду со стандартным оборудованием имеются  пособия, сделанные совместно с родителями  : это цветные ленточки,  флажки,  шумелки-шуршалки, шапочки для подвижных игр, дуги для подлезания, и для перешагивания.    В целях профилактики плоскостопия  мы изготовили   массажный коврик(с пуговицами, , пробками),  который ярко оформлен и создавал  у детей много  положительных эмоции. Им очень нравилось ходить по нему после сна.

    Большое место в развитии движений занимала совместная деятельность со взрослым. Именно я  учила детей выполнять разнообразные движения (ходьба ,  перешагиванию, бросанию и т.д.)

        Малыши с удовольствием переключались  на простые подвижные игры «Курочка и цыплята», «Бегите ко мне», «Собери мячи», «Где звенит», которые способствовали развитию двигательной активности детей. В подвижных играх с сюжетом, я использовала маски и нагрудные медальон, например: я  «курочка», дети «цыплятки», «мышка» и «мышата» и т.д.

        Очень полюбилась детям горка, которая снимала  эмоциональное напряжение и в тоже время развивала у детей разнообразные двигательные умения. Массу удовольствий приносил детям многократный подъем и стремительный спуск.

        Много эмоций вызывали у детей игры забавы, такие как" "Шли шли мячик нашли", "Шли шли мыльные пузыри нашли" малыши не могли устоять на месте и тем самым совершали  разнообразные движения: наклонялись, поднимали руки вверх, старались подпрыгнуть и т.д.

        Вызвать интерес у детей к движениям помогали мне стихи, короткие песенки, потешки. А когда я в них  вставляла  имя ребёнка, это вызывало ещё большее желание двигаться. «Саша  шёл, шёл, шёл и шишку нашёл», «Мишенька, не уходи, наших деток подожди», «Все грибочки соберём и Арсюшке принесём».

         На участке и в группе я создала уголок "В гостях у сказки". Книги подобрала по возрасту детей, ведь  чтение художественной литературы  в адаптационный период – это профилактика стрессового эмоционального состояния  . Чтение книг способствовало знакомству и сближению детей  между собой,  и создавало доверительные отношения между нами. При чтении применяла дидактические игры по сказкам «Подарок для белочки», , «Лошадка», «Ёжик», и т.д. Применяла я  художественное слово и в режимных  моментах.

        Для показа детям различных сказок, был создан "Театральный уголок", где имеются различны виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо и др. Очень нравились ребятам игры с пальчиками, да ещё и с пресонажами пальчикового театра "Ладушки хлопушки", "Села птичка на ладошку", "Сорока - ворона "и т.д.

        Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. дети сами действовали с игрушками персонажами, повторяя знакомые сказки.

        Увлекал ребят и Музыкальный уголок. Игры с погремушками, свистульками, игра на музыкальных инструментах ( металофоне,  гитаре, барабане и т.д.)  помогали мне отвлекать, успокаивать и  находить подход к каждому ребенку.

        Как в группе так и на участке был создан уголок для Сюжетно ролевой игры  где я  разыгрывала с детьми игровые ситуации, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей; развитие игровых умений и навыков. Это таки ситуации как: "Уложим куклу спать", "Напоим мишку чаем","Купание куклы Кати", "Встреча с доктором Айболитом". Увлекала детей куклами Би-Ба-Бо, театром резиновых игрушек.

        Сюжетная игра доставляла  большое  удовольствие, радость  малышам, способствовала поднятию настроения: ведь куклы, мишки и зайчики начинали говорить друг с другом, ходить в гости и.т.д. Играли мы в такие игры как:"На хоз дворе", "Семья" "Парикмахерская", "Больница"

        В группе и в павильоне мы создали "Строительный уголок" где есть крупный (для построек на полу) и настольный (для возведения более мелких построек), деревянный, и пластмассовый, конструктор «Лего», кубики.  Мы с детьми строили «Башенки из кубиков», "Мебель для матрешки", «Построим поезд и поедем в гости»,  «Дорожка для машины» и.т.

        В адаптацию игры с водой  вызывали  у малышей положительные эмоции, радостное настроение,  укрепляли  здоровье, помогали  детям знакомиться с окружающим миром. На участке появился "Морской уголок".  Малыши переливали в нем воду из одной ёмкости в другую, ловили рыбок, пускапли  кораблики.

        На участке имеется большая, яркая песочница, ведь игра в песок, особенно для малышей является, самым доступным  способом самотерапии. Ребенок  словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходили игры с песком. Играя в песочнице  я ненавязчиво сообщала ему нормы и правила поведения в игре с песком. Его мы  пересыпали из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывали различные предметы и откапывали их. Мы погружали ручки в песок и на его поверхность.  Играли в  игры: "Отпечатки наших ручек", "Идут медвежата", "Кто спрятался в песочке", "Пекли пасочки" и др.

        Для удовлетворения потребности детей рисовать, мы оборудовали изобразительный уголок « Столик юного художника» -  разложили цветные карандаши, восковые мелки, бумагу и т.д. В котором я с малышами   рисовала разных животных, предметов, прятали мышку от кошки, рисовали тучке - дождик , солнышку лучики и т.д.

 Вся среда группы была доступна малышам, они могли свободно пользоваться игрушками, не прибегая к помощи взрослого.

                                                          

 Проанализировав совместно с психологом адаптационные карты, мы получили следующие результаты:

У   90%  детей  адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая.

У 10 %     детей, адаптация прошла по 2 группе - адаптация средней тяжести. 3 и 4 группы – адаптации тяжелой и крайне тяжелой степени в нашей группе нет.

Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей нашей  группы прошел успешно и это позволяет нам  судить о правильной организации предметно – развивающей среды в группе и проведении адаптации детей к условиям детского сада .

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Педагогическая статья "Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации"

Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в темном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.При поступлении в детский сад, ребенок на какое ...

ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...