Статья для педагогов "О некоторых аспектах формирования у воспитателей мотивации к педагогическому самообразованию"
статья (средняя, старшая группа)

Малкина Юлия Владимировна

Данная статья посвящена проблеме формирования у воспитателей мотивации к профессиональному педагогическому самообразованию, что позволит им успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Малкина Юлия Владимировна

Воспитатель ГБДОУ № 2

Россия, СПб, Кронштадт

О некоторых аспектах формирования у воспитателей мотивации

к педагогическому самообразованию

Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования у воспитателей мотивации к профессиональному педагогическому самообразованию, что позволит им успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.

  Ключевые слова:  мотивация, педагогическое самообразование.

 Одним из главных требований к современному образованию является повышение его качества, что подразумевает не только овладение знаниями, умениями, компетенциями, но и мотивированность человека на самостоятельное их освоение. В контексте непрерывного образования подготовка воспитателей в качестве ключевого звена предполагает формирование у них мотивации к профессиональному самообразованию. И поэтому мысли А. Дистервега о том, «что  педагог  лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»[1], остаются весьма актуальными.

 В современной  психолого-педагогической литературе понятие «самообразование»  определяется как «овладение знаниями, умениями, навыками по инициативе самого обучающегося в отношении: а) предмета знаний, б) объёма и источника познания, в) установления продолжительности и времени проведения занятий, г) выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей» [2].

   Самообразование воспитателей представляет собой «самостоятельное освоение новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности»[3]. Так, например, для воспитателей, где преподавание осуществлялось на основе традиционного вида обучения, новым является освоение системно-деятельностного подхода. Оно требует не простого знания, что такое системно-деятельностный подход, но понимания сущности изменения ценностной составляющей в деятельности педагога: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира», что «составляет цель и основной результат образования»[4]. 

Особое значение в формировании потребности самообразования занимает мотивация.

В психолого-педагогических исследованиях понятие «мотивация» определяется как «побудительная основа психической жизни человека, как совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека»[5].

В исследованиях  А.К. Марковой  подчеркивается, «что эффективность формирования мотивации учения напрямую зависит от единства её познавательных, процессуальных и результативных аспектов, что способствует становлению основ творческой мотивации как овладения способами преобразования окружающей действительности и своей деятельности» [6].

В ряде работ по исследуемой нами проблеме определенытся факторы, способствующие формированию у воспитателей положительных мотивов к самообразованию.  Так, например, А.И.  Гебос выделяет следующие условия формирования положительной мотивации: «осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;  показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности  и «познавательного психологического климата» в группе»[7].

В.И. Ковалев в своих работах указывает на «трудности формирования мотивации к самообразованию: устойчивый интерес к одним предметам в ущерб  усвоения других, отсутствие творческих и проблемно-поисковых форм деятельности; отрицательное отношение к формам жёсткого контроля со стороны администрации; недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации»[8].

Также В. И. Ковалев выделил основные методы, приёмы, способы, способствующие формированию мотивации к самообразованию, среди которых: «создание общей атмосферы увлечённости и совместного творчества в ходе занятий; создание атмосферы  сотрудничества в коллективе; применение методов поощрения и порицания; занимательные, необычные  формы проведения занятий; постоянное увязывание изучаемого материала с профессиональной деятельностью; привлечение воспитателей к оценочной деятельности и формирования у них адекватной самооценки»[9].

Таким образом, необходимо не только учитывать рассмотренные нами факторы, способы методы, приёмы обучения, способствующие формированию мотивации у воспитателей к педагогическому самообразованию, но и помнить о том, что наиболее важным условием в этой работе является активная деятельность самих воспитателей.

Список литературы

1.Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь  методических терминов и понятий М.: Издательство ИКАР, 2009. – С.67

2.Асеев В.Г.  Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016 – 176с. – С.126

3.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2011. – 134 с. – С.98

4.Гебос А.И.  Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии.— 2007.— № 6.— С. 14—20.

5.Дистервег А.  Избр.  пед. соч. [Текст ]М., 1956. – 258 с. – С.45

6.Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192  С.111

7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192  с – С.143

8. Сидоров С.В. Самообразование педагога [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291 (дата обращения: 12.12.2022).


[1] Дистервег А.  Избр.  пед. соч. [Текст ]М., 1956. – 258 с. – С.45

[2] Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь  методических терминов  и п∙онятийоооооонятий. М.: Издательство  ИКАР, 2009. – С.67

[3] Сидоров С.В. Самообразование педагога [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-291 (дата обращения: 19.10.2019).

[4] Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2011. – 134 с. – С.98

[5] .Асеев В.Г.  Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016 – 254с. – С.189

[6] Маркова А.К. Формирование  мотивации учения   –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с. – С. 54

[7] Гебос А.И.  Когнитивно-личностные характеристики  творческого мышления в структуре  общей одаренности // Вопросы  психологии.— 2007.— № 6.— С. 14—20.

[8] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192  С.112

[9] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2012. - 192  с – С.143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...

Презентация "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

данная презентация является наглядным дополнением к семинару- практикуму...

Некоторые аспекты формирования психологической культуры взрослых субъектов образовательного процесса

Одной  из основных задач современного дошкольного образования является реализация федерального государственного образовательного стандарта. Построение образовательной работы н...

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».

Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....

Некоторые аспекты формирования речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коммуникативно-деятельностный подход как одно из направлений формирования речевой активности у старших дошкольников....