Родительское собрание "Воспитание у малышей интереса к художественной литературе и фольклору "
материал

Родительское собрание "Воспитание у малышей интереса к художественной литературе и фольклору "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у малышей интереса к художественной литературе и фольклору

Ход собрания:

Предварительная работа:

Анкетирование родителей « Ребенок и книга»

Изготовление папки передвижки Примерный список литературы для детей 3-4 лет»

Литературная викторина для детей « В гостях у сказки»

Организация групповой выставки « Любимая книга»

1.Выступление воспитателя.

        Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка». Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы - детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение.. В этих сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, нам взрослым. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.

 А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсах:

 «Мы - читающая семья». 

1) Литературная викторина:

  • Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
  • Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
  • Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это... (доктор Айболит).
  • С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
  • На сметане" мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился... (Колобок).
  • Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
  • Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)
  • Он весел и незлобен, этот милый чудачек. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)
  • Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)

2.) Сказать какая у вашего ребенка любимая сказка? Проверить совпадение с ответами детей.

3) Конкурс «Допиши словечко» 

Кто стучится в дверь ко мне,

 С толстой сумкой на __________ремне

 С цифрой 5 на медной бляшке,

 В синей форменной ___________фуражке

Это он , это он

Ленинградский________________почтальон

Жил человек __________________рассеяный

С улицы  Бассейной

 Сел он утром  на _______________кровать

Стал рубашку надевать

В рукава просунул руки

Оказались это _________________брюки

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе высокий _______________дом

Ставеньки резные,

Окна___________________расписные

А на лестнице ковер-

Шитый золотом узор.

По узорному ковру

Сходит__________(кошка) по утру.

Дама сдавала в багаж

Диван чемодан_____________саквояж

Картину , корзину, картонку и маленькую________________сабочонку

Вот тебе под спинку

Мягкую ________________перинку

Сверху на перинку

Чистую____________простынку

 Вот тебе под ушки

Белые _____________подушки

Одеяльце на пуху

 И платочек __________наверху

4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».

Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.

1.Телефон («Телефон» К.Чуковского),

2.Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),

3.Мыло, полотенце («Мойдодыр» К.Чуковский),

4.Зайчик («Игрушки» А.Барто),

4.Мячик («Наша Таня» А.Барто)

 Решения родительского собрания:

1.Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное. подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Задача литературы для детей – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»

Цель  педагогического совета:1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к худо...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе, воспитании любви к художественному слову

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и в семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя....

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...