Воспитание доброты у старших дошкольников посредством создания эмоционально-положительного климата в группе
материал (старшая группа)

Ольга Донченко

План работы над темой самообразования

воспитателя 1 категории

Донченко Ольги Сергеевны

«Воспитание доброты у старших дошкольников посредством создания эмоционально-положительного климата в группе»

на 2020-2021 учебный год

1. Ф.И.О. педагога – Донченко Ольга Сергеевна

 2. Тема самообразования: «Воспитание доброты у старших дошкольников посредством создания эмоционально-положительного климата в группе».

 3. Работа начата – сентябрь 2020г.

 

 4. Предполагается закончить –май 2021г.

 

 

Актуальность выбранной темы

С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов немало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётного желание последовать примеру сверстников. Повод для конфликта может быть простой: ребёнок долго одевался, в результате все машинки разобрали другие дети; или, во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Нужно прежде всего формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном «Я» за счёт развития внимания и сопричастности к сверстнику. Нужно формировать чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Ни каких оценок, реальных предметов и соревновательного начала.

Цель– повышение своего теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источников.

2. Формировать нравственные чувства у детей: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие с помощью бесед, игровых ситуаций, упражнений.

3. Ознакомить детей с основными этическими нормами и правилами поведения.

Планируемые результаты:

1. Изучила необходимую литературу по теме, приобрела компетентность.

2. Дети научились осознавать негативные стороны собственных действий, приобрели умение мысленно поставить себя на место другого.

3. Дети стали внимательнее относиться друг к другу, научились сопереживать и радоваться за себя и товарищей.

Итоговое мероприятие: Образовательная деятельность «Наши добрые дела».

План работы на год

 

Сентябрь

1. Изучение темы, изучение необходимой литературы и интернет-ресурсов.

2. Составление конспектов занятий, бесед, игр, игр.ситуаций.

3.

Октябрь

1. Игра: «Жизнь в лесу» (Общение без слов).

2.Беседа «Каждая ссора красна примирением»

3. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок?»

Ноябрь

1. Игра «Общий круг» (Игра, развивающая внимание к сверстнику).

2. Хороводная игра «Калинка»

3. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала»

4. Заучивание стихотворения О. Дриз «Добрые слова»

Декабрь

1. Игра «Сороконожка» (Игра на согласованность действий).

2. Подкормка птиц на участке

3. Беседа «Шаловливые игры» (Побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций, формировать понятие о моральных представлениях)

Январь

1. Игра «Кто смешнее засмеётся» (Общие переживания).

2.Решение ситуации: «Сладкая проблема» (Побуждать находить позитивные решения проблемы, используя конструктивный метод взаимодействия).

3. «Зачем нужен друг»- пословицы и поговорки о дружбе.

4. Разучивание стихотворения А. Барто «Рукавички я забыла»

Февраль

1. Игра «Комплементы» (Добрые слова и пожелания).

2. Выставка детских рисунков «Мой любимый герой»

3. Заучивание стихотворения «Мой папа»

4. Хороводная игра: «В хороводе были мы» (развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением. Развивать коммуникативные навыки.)

5.Подготовка материала для изготовления подарков для мам и бабушек.

Март

1.Игра  «День помощника» (Взаимопомощь в игре).

2. Заучивание стихотворения «Подснежники» Т. Белозеров

3. Неделя «Добрых дел» (Итог-книжки-малышки «Как я маме помогал»)

4. Подвижная игра «Занавес» (побуждать задумывать сказочный образ. Использовать для передачи образа мимику, пластику. Воспитывать дружеские отношения в игре).

Апрель

1. Игра «Закончи рисунки» (Помощь в совместной деятельности).

2. Словесная игра «Закончи фразу» - Я поступил хорошо, когда…

3. Беседа «Привычки хорошие и плохие»

4. Тематическая выставка в группе «Светлый праздник Пасха Христова!»

Май

1. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»

2. Публикация собственного опыта по теме на педагогическом портале.

3. Тест «Цветик-семицветик» (выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию).

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнение-дискуссия «Почему грустит ко­тенок?»

Ведущий берет в руки игрушку кошки и читает стихотворение:

Жил-был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну, и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал,

Котя это не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит . каждого сказать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

                                          "Жизнь в лесу"

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию: "Представьте, что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос «как дела?», хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь-ласково гладим по голове. Готовы? Тогда начинаем. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

"Добрые эльфы"

Рассаживаем детей в круг. "Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов". Разыгрывается бессловесное действие.

"Птенцы"

Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.

"Ожившие игрушки"

Воспитатель рассаживает детей по кругу. Воспитатель:"Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал"

 

 

Беседа «Каждая ссора красна примирением»

-Сегодня мы поговорим с вами на тему «дружба».

 -Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «простим, пожалуйста» помогли вам помириться. (ответы детей)

-Вспомните, когда слова извинения помогли избежать вам наказания, получить прощение (ответы детей)

-Да, вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору. Есть хорошая пословица: «Доброе слово радует, недоброе огорчает». Но все ли умеют прощать и сохранять добрые отношения? Вспомним стихотворение А. Кузнецовой «Подружки». Юля, прочитай нам, пожалуйста.

- «Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

-Давайте разыграем эту ситуацию: ссору и примирение двух девчушек.

 -Кроме того, я хочу вас познакомить со сказкой А. Нееловой «Тысячецвет»,послушайте:

 

«На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал; «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

 

-Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячецвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивй тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая,сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим».

 

-За что тысячецвет рассердился на ручеек (ответы)

-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»(ответы)

-А как поступил ручеек (извинился)

-За что ручеек обиделся на цветок? Что он сделал от обиды?

-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке (ответы)

-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга (ответы)

-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали (ответы)

-Давайте посмотрим друг на друга, скажите, среди вас подобная ситуация бывает? Если да, то как вы поступаете (ответы)

-Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возник спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если же поссорились, обязательно помиритесь. Помните, «Каждая ссора красна примирением». Главное не злиться друг на друга, стараться хранить дружбу «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

-Вспомните рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы». Почему Чику стало стыдно (ответы)

-Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки (ответы)

-Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

-Нарисуйте героев этих произведений. (самостоятельная работа детей).

 Рисование по сказке Нееловой «Тысячецвет».

 

Игровая обучающая ситуация «Шаловливые игры»

Оборудование: Музыкальный диск «Танцуй малыш 2» Татьяны Суворовой.Подборка мелодий из мультфильмов«Колыбельная медведицы»«В каждом маленьком ребёнке…». Мягкие игрушки, маска козы и волка. Посуда, тазик, метёлка с ведром, цветок, лейка, пелёнки.

Ход:

Мотивация: Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Козлёнок приглашает их поиграть в сказку: Из какой сказки я пришёл? Хотите поиграть в игру «Волк и козлята». Сколько козлят было у мамы Козы? Верно. Кто будет мамой козой? Милана мама коза. А вы её козлята. А я буду сказочница. А волк кто? Данияр страшный волк. Раз, два, три повернись и в зверят превратись. В сказке у мамы козы козлята были послушные, а вот наши очень любят шалить. Иногда они играют с мамой и тогда шалости безопасные, а иногда…. Но об этом в другой раз.

Игра «Музыкальные шалости». Под музыку дети выполняют разные движения, кроме пружинки. По сигналу колокольчика замирают.Задание: все движения должны быть не похожи на движения других детей.

Игра «Опасные шалости». Пришло время обеда, но козлята так расшалились, что не слышат маму. Раскидали все игрушки. Прыгают, ссорятся, дерутся. Мама просит их помочь на стол накрыть.

- Дети, дети помогите на столы накрыть. – Но дети только смахнули посуду на пол. Обиделась мама и ушла. Смотрят дети, а мамы нет.

- Как вы думаете, стыдно стало козлятам?

- Что надо сделать, чтобы мама их простила и вернулась? Верно. Принялись козлята за работу. Кто игрушки собирает. Кто цветы поливает. Кто бельё стирает. Кто на стол накрывает. А мамы всё нет и нет. Что делать? Правильно. Надо маму найти и попросить прощения. Пошли козлята маму искать. А в это время, возле домика появился злой серый волк.

Он знает, что козлята непослушные, бегают, где хотят. Вот сейчас он обязательно кого-нибудь поймает. Но козлят нигде нет. Ходит, ходит, а найти никого не может. Так и ушёл ни с чем.

А козлята тем временем маму нашли. Что скажут козлята маме? Конечно, мама козлят простила. Увела их мама обратно домой. Ужином накормила. И песню колыбельную спела.

Релаксация «Колыбельная».

Рефлексия.

Козлята спят, а мои детки уже проснулись. Встали, потянулись. Раз, два, три повернись и в ребяток превратись. Садитесь удобней на ковёр.

• Почему волк решил прийти именно в этот дом?

• Поймал волк козлят?

• Кто же их спас?

• Хорошо ли быть непослушными?

• К чему могут привести шалости?

• А бывают разумные шалости?